Atelier Oslo относится к числу молодых норвежских архитектурных бюро - оно возникло сравнительно недавно и его возглавляют люди, не достигшие сорока лет - самым старшим из партнеров. У Atelier Oslo почти нет построек, зато они навыигрывали немало конкурсов: среди них - конкурс на библиотеку Дейкмана в Осло, участок под которую, между прочим, располагается прямо через дорогу от знаменитого здания Национальной оперы, построенного по проекту бюро Snohetta. На родине молодым архитекторам прочат большое будущее.

Особый интерес представляют «деревянные» проекты мастерской. Они приятны глазу и крайне любопытны с конструктивной точки зрения. Два из них мы публикуем в нашем журнале. Одному суждено остаться на бумаге - он делался в рамках открытого конкурса муниципалитета города Берген и не был премирован. Другой реализован. Павильон Lanternen в городе Санднес, собственно, является второй по счету и одновременно самой свежей постройкой бюро.






За последние годы в Норвегии при поддержке государства было запущено ГПЗО множество различных инициатив, направленных на повышение качества Архитектура жизни в городах и других населенных пунктах. Среди них - проект под на- 44 званием «Норвежский лес», которым руководит Национальная ассоциация 45 норвежских архитекторов (NAL). Одноименная песня группы «Битлз», думаю, здесь совершенно ни при чем, хотя вполне вероятно, что маркетологи вспоминали ее, перебирая в уме варианты названий. В 2008 г. в рамках проекта была проведена серия открытых международных конкурсов на объекты из дерева самого разного функционального назначения. По итогам этих конкурсов было реализовано шесть объектов. Среди них павильон Lanternen (Волшебный фонарь), а также гостиница «Прейкестолхютта» архитектурного бюро Helen & Hard, упоминаемая в статье «Норвежская архитектура сегодня» Ингерид Хелсинг Алмаас (с. 17).

Кровля павильона представляет собой решетчатую конструкцию из деревянных брусьев 90 х 90 мм, на которую надета оболочка из уложенных внахлест стеклянных пластин

Конкурсный проект рыбного рынка в Бергене основан на том же приеме, что и проект павильона Lanternen в городе Санднес: здесь мы также имеем перекрытый стеклом деревянный каркас, нависающий над землей 48 эдакой паутиной. Несущие конструкции решены по-другому (кровельные 49 балки рынка опираются на стены, опоясывающие подсобные помещения, а не на вертикальные опоры), конфигурация кровли тоже (там - решетчатый навес с двускатным завершением, тут - гармошка из уложенных в ряд деревянных ребер), но по большому счету это один и тот же проект. И дело не только в образном сходстве. У этих объектов похожие функции: павильон Lanternen - это универсальное общественное пространство, предназначенное в том числе и для уличной торговли, ну а здесь - рыбный рынок. Единственная деталь, делающая проект рынка в Бергене особенным,-мощные балки, консолями выстреливающие в сторону набережной и создающие навес над площадкой перед входом в зал с торговыми рядами. Они придают приплюснутому объему динамичность и даже некоторую величавость.






Инсталляция в галерее Rom - смысловая антитеза глобальной урбанизации. Сложно сказать, в какой мере ее можно считать манифестом, но очень похоже на то, что молодые архитекторы выразили в этом произведении самое наболевшее.