Туризм - третий по значению, после нефти и рыбы, источник дохода бюджета Норвегии. Местная природа привлекает многих: жителей средиземноморских стран-своей северной экзотикой, немцев, голландцев и прочих обитателей высокоурбанизированной зоны Европы - пустынностью, русских - безопасностью, японцев - возможностью увидеть северное сияние, которое, по их поверьям, приносит благополучие на всю жизнь. Однако отнюдь не каждый может позволить себе поездку в эту страну, и немногие сюда возвращаются: высокий уровень жизни привел к столь же высокому уровню цен - по дороговизне Норвегию можно сравнить разве что с той же Японией.

Задача программы «Национальные туристические маршруты» заключается как раз в том, чтобы побудить людей из других стран приезжать в Норвегию снова и снова, а самих норвежцев - исследовать собственную страну, а не проводить все отпуска в теплых краях. Вытянутая форма Норвегии и ее расположение в приполярных широтах, которые традиционная картографическая проекция сплющивает, мешают осознать, какая это большая страна. На самом деле, по размеру она почти равна Германии и значительно больше Великобритании, а норвежская природа не только необыкновенно эффектна, но и разнообразна. Важнейшим ресурсом для развития туризма является плотная дорожная сеть - на сегодняшний день практически к каждому крошечному поселку ведет хорошая (даже если и непроезжая зимой) дорога.

Именно на это обстоятельство и сделало ставку норвежское правительство, поручив в 1993 году подготовку программы развития туризма Администрации общественных дорог. Спустя несколько лет выработалась концепция Национальных туристических маршрутов. Туристической достопримечательностью должны стать сами дороги - не автомагистрали, позволяющие максимально быстро добраться из точки А в точку Б, а второстепенные шоссе, идущие по живописным местностям. Движение по таким дорогам не отличается плотностью, так что водитель может расслабиться и наслаждаться открывающимися за ветровым стеклом красотами. После предварительного рассмотрения предложений, присланных со всей страны, главный менеджер проекта Йон Андресен и его ассистент Пер Ритцлер провели два года за рулем, выбирая самые красивые и комфортные для водителя дороги Норвегии.

В результате был составлен список из восемнадцати отрезков пути, которым предстояло стать Национальными туристическими маршрутами.

Прежде чем эта трансформация завершится, дороги должны быть благоустроены: качество покрытия доведено до совершенства, в видовых точках устроены парковки и площадки для отдыха, построены туалеты и павильоны, где можно отдохнуть и обогреться. Информационные табло знакомят с историей, геологией, флорой и фауной мест. Дорожки, лестницы, смотровые площадки и более масштабные видовые платформы облегчают пешее передвижение туристов и заодно снижают негативное воздействие их присутствия на природу. Там, где нужно, созданы условия для рыбной ловли; на красивых, но ветреных местах поставлены загородки; на участках, где можно ожидать скопления туристов, устроены площадки для пикника, непременно снабженные контейнерами для сбора мусора.

Самое интересное, что все данные элементы принципиально должны быть архитектурными произведениями самого высокого качества. При этом перед архитекторами ставится задача ни в коем случае не выпячивать свои инсталляции, а скромно дополнять ими пейзаж. Архитектура призвана действовать в согласии с природой и инженерной инфраструктурой, а в отдельных случаях (как в публикуемом на этих страницах мемориале Стейлнесет) и со специально заказанными произведениями искусства. Заказы на проектирование тех или иных сооружений распределяются не на конкурсной основе, а решением архитектурного совета экспертов, стремящимся предоставить возможности для реализации как солидным фирмам, так и многообещающим молодым архитекторам. Выбор художников поручен арт-куратору, которого консультирует отдельный совет по искусству. Все инженерные вопросы, разумеется, решает сама Администрация общественных дорог.


Реализация программы началась в 2005 году, а в полную силу все 18 маршрутов должны заработать к 2020-му. Проект носит подчеркнуто некоммерческий характер. Финансирование складывается из нескольких источников: собственно строительство и благоустройство осуществляется государством с привлечением средств местных бюджетов, а вклад частного бизнеса заключается в создании привязанных к туристическим маршрутам гостиниц, кафе и магазинов. Все подлежит строгому контролю качества, причем программа предусматривает не только создание, но и поддержание маршрутов в надлежащем виде. Сертификация каждого Национального туристического маршрута будет пересматриваться каждые пять лет. Заботу проявляют не только об инфраструктуре, но и, что очень важно, о сохранности местных ландшафтов; в окрестностях выбранных дорог запрещается строительство любых коммерческих или промышленных сооружений, которые могли бы испортить виды.

В настоящий момент полного статуса Национального туристического маршрута удостоены шесть из 18 запланированных, но и на остальных многие элементы уже осуществлены или находятся в процессе реализации. Важной частью программы является ее популяризация. С 2008 года по миру путешествует фотовыставка Detour, расширяемая по мере строительства новых объектов; в 2010-м она составила основу экспозиции павильона Норвегии на шанхайской ЭКСПО. Предлагаемая читателю ni публикация основана на материалах, заимствованных из сопровождающей эту выставку книги «Detour. Архитектура и дизайн вдоль 18 Национальных туристических маршрутов Норвегии»

За помощь в подготовке публикации редакция благодарит Йона Андресена, Пера Ритцлера, Йона Несте и Ярле Вэлера.


Ландшафт вдоль маршрута Рюфюльке чрезвычайно разнообразен. Плодородные земли и идиллические зеленые островки внезапно сменяются каменистыми осыпями, водопадами, мощными утесами, горами и фьордами. Юг Норвегии населен относительно плотно, и на пути встречаются ухоженные деревни, уютные городки и уже превращенные в культурные достопримечательности старые промышленные здания. Соответственно, и характер интервенций в рамках программы «Национальные туристические маршруты» здесь разный: один из объектов представляет собой тропу с лестницами, облегчающими прогулку по склону горы, другой - благоустроенный причал для парома.

Особый же интерес представляет еще неосуществленный проект, предназначенный для заброшенного рудника в Аллманнаювете, где с XIX века добывали цинк. Для желающих погрузиться в индустриальное прошлое Петер Цумтор спроектировал комплекс из расставленных вдоль пешеходной дороги четырех павильонов, поднятых на сваях над склоном карьера. Эти павильоны предназначены для информационного центра, кафе, музея и видовой платформы. Для публикации доступны только предварительные эскизы швейцарского мастера. Какой точно вид все это обретет в реальности, пока неизвестно.

Рюфюльке [Ryfylke] Провинция Рогаланд Маршрут Хорда - Сауда - Оанес

Дистанция 18В км Дороги Rv 13r Fv 46/529



Места, по которым проходит туристический маршрут Хардангер, считаются квинтэссенцией романтического ландшафта Норвегии. Уже более сотни лет сюда едут туристы из разных стран, чтобы насладиться зрелищем фьордов, водопадов и ледников, а также великолепной рыбалкой. Юго-запад Норвегии отличается благоприятным климатом, что сразу видно по пышной зелени. В сезон здесь собирают необыкновенно вкусные фрукты: особая почва по берегам фьордов делает яблоки, вишню, сливу и груши сочными и хрустящими. Кроме того, Хардангер славится своими ремеслами. Здесь до сих пор сохранились мастера, умеющие ткать узорные материи и строить лодки так, как это делали в старину.

Популярность места означает, что строящиеся здесь объекты инфраструктуры должны не столько заманивать туристов, сколько минимизировать вред, приносимый ими природе. На первое место выходят организованные парковки и площадки для пикников, оборудованные туалетами и контейнерами для мусора. В окрестностях 145-метрового водопада Вёрингсфоссен строится целая система мощеных дорожек, смотровых площадок и мостиков, которая должна предотвратить неконтролируемое расползание любителей природы по местности.





Этот маршрут проходит по горному плато, среди пологих заснеженных вершин, в неглубоких лощинах между которыми летом пробивается трава. Ландшафт Посередине маршрута находится тоннель Лэрдаль, прорезающий гору Согн на протяжении 24,5 км - это самый длинный тоннель в мире. Старинные деревушки Аурланд и Лэрдаль, когда-то затерянные в горах, в наши дни превратились в цветущие туристические центры. Дорога от Лэрдаля к Аурланду все время идет под уклон в сторону фьорда, открывая головокружительные виды, но ничто не может подготовить к тому захватывающему зрелищу, которое открывается перед путником со смотровой площадки Стегастейн. Вынесенная над обрывающейся к водам фьорда кручей деревянная консоль направлена по оси разлома, образовавшегося среди гор, дно которого захвачено не таким уж и близким морем, стены поросли лесом, а верхняя поверхность покрыта снегом. Для усиления остроты ощущений архитекторы придали концу консоли форму скругленного угла, а кажущееся неизбежным падение в бездну предотвращает лишь едва видимый бортик ИЗ прозрачного стекла. Фото Тодд Саундерс [Todd Saunders]



Маршрут Согнефьеллет проходит в горах и включает в себя самый высокий перевал Северной Европы Фантестейнен, расположенный на отметке 1434 метров над уровнем моря. Это древняя дорога, когда-то бывшая важным торговым путем, по которому с западного побережья на восток доставлялись соль и рыба, а в обратном направлении - кожа, сливочное масло и смола. Передвижение в старые времена было небезопасным - на горных дорогах вовсю хозяйничали разбойники.

Автомобильная магистраль через горы заработала в 1938 году. Зимой проезд по ней закрыт, но к 1 мая дорожное полотно расчищают. Многие специально приезжают сюда в это время, чтобы проехаться между двумя снежными стенами, местами достигающими 10-метровой высоты.

Остановки на этом пути устроены в местах, откуда раскрываются особо эффектные виды на горные вершины. В Недре установлена одна из первых инсталляций программы «Национальные туристические маршруты» - смотровая площадка со стеклянной картой, которая помогает идентифицировать окрестные горы, а заодно защищает смотрящего от ветра.



Маршрут Рондане пролегает по границе между горным массивом и издревле обитаемыми и возделываемыми землями. В горах Рондане уже в 1962 году был создан Национальный парк, первый в Норвегии. Одно это говорит о том, насколько значимы для самосознания норвежцев эти величественные горы, меняющие свой облик в зависимости от сезона и времени дня, но всегда производящие ошеломляющее впечатление.

Место под названием Сольбергплассен знаменито тем, что здесь в 1914 году написана одна из самых известных в Норвегии картин - «Зимняя ночь в горах» Харальда Сольберга. Сама картина хранится в Национальном музее в Осло, а вид, который на ней запечатлен, давно уже превратился в объект туристического паломничества. Чтобы по дороге к видовой точке не вытоптали растительность, здесь была сооружена платформа, огибающая встречающиеся по пути сосны. Вмонтированные в настил решетки пропускают к грунту влагу и свет.





Этот маршрут - один из тех, что пролегает по местам, давно освоенным туристами. Здесь сосредоточены те красоты, за которыми обычно и едут в Норвегию: крутые горы с зелеными долинами между ними, романтические лесные заросли и, конечно, фьорды. Фьорды Гейрангер и Нэрёй включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Горные дороги (первый автомобильный путь открылся здесь в 1936 году) сами по себе являются впечатляющими творениями инженерного искусства. Теперь в диалог природы и человека вступила и современная архитектура, в которой конструктивная смелость органично сочетается с визуальной скромностью: она оттеняет виды, но нигде не доминирует над ними.

В Тролльстигене создана система огороженных дорожек и видовых площадок, призванных минимизировать воздействие потока туристов на природу, а также павильоны для отдыха, из которых можно созерцать виды, находясь в тепле, и здание информационного центра над плотинами, предотвращающими наводнение. В Гуд- брандсьювете появилась парящая над обрывами видовая платформа, а на лесистом склоне в Ювете построены павильоны ландшафтного отеля.









Знаменитая Атлантическая дорога проходит по восьми каменистым островкам, соединенным мостами. Сюда приезжают созерцать океан (особенно притягивают туристов штормы), а также порыбачить. Рыбаки с удочками не очень хорошо сочетаются с дорожным движением, поэтому в Мюрбэрхольмене по сторонам от основного моста построили еще два - специально для рыбной ловли.

Площадка для отдыха в Кьексе со столами для пикника и мощеной дорожкой вдоль берега моря удобны и для людей с ограниченной подвижностью.

Смотровая площадка на краю каменного мола в Асквогене огорожена прозрачными перилами и дает возможность насладиться близостью морской стихии даже самым робким «сухопутным крысам».

Число обустроенных для разных видов общения с океаном мест на протяжении маршрута растет. Например, скоро здесь появится прибрежное кафе, защищенное от ветра врезанной в склон холма стенкой.





Южный Хельгаланд - край, связанный со многими норвежскими легендами. Дорога идет по действительно сказочным местам. С одной стороны поднимаются горы, среди которых выделяются «Семь сестер» - семь рядом расположенных вершин высотой более 1000 метров каждая, а с другой тянется берег океана, изрезанный защищенными от ветра бухтами. Недалеко от побережья Хельгаланда находятся острова Вега, входящие в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Рыбаки и фермеры, живущие на этих островах уже более полутора тысяч лет, традиционно пополняют свой доход, продавая пух диких уток.

Острова Вега связаны с сушей паромным сообщением, а быстроходные катера катают желающих среди необитаемых мелких островков. Логично поэтому, что усилия программы «Национальные туристические маршруты» сосредоточены здесь на строительстве благоустроенных причалов с залами ожидания.



Северный Хельгаланд, как и Южный,-земля саг. Природа здесь более суровая, ведь маршрут пересекает границу Полярного круга. Но при этом близость Гольфстрима не дает морозам развернуться в полную силу. Важной достопримечательностью является ледник Свартисен, площадь которого составляет 350 кв. км, а один из языков спускается с высоты 1200 метров до всего 20 метров над уровнем моря.

Отсюда также на пароме или на катере можно отправиться на острова - их у этого участка побережья около полутора тысяч. Особую привлекательность Северному Хельгаланду придают приливные течения, которые делают эти места раем для рыбаков. Кромка моря - скалистая, поэтому целый участок берега близ поселка Хеллога оборудован бетонными дорогами и лестницами, облегчающими хождение среди камней. Кое-где устроены также скамейки ДЛЯ отдыха. Фото Вегар Моей [Vegar Моеп]



Сенья - каменистый остров в Норвежском море. Сильно изрезанная береговая линия издавна давала приют рыбакам, находившим богатый улов в окрестных водах. Следующая извивам берега и перепадам рельефа 116 автомобильная дорога изобилует живописными видами не только на море 117 и скалы, но и на рыбацкие деревни. Самая оживленная из них - Хюсойя, население которой составляет 250 человек. Все всех знают, и до любой точки деревеньки можно дойти за пять минут. Путешественникам следует иметь в виду, что на Сенье существует средиземноморский обычай сиесты - его сюда занесли потерпевшие кораблекрушение испанские рыбаки, и местные жители с удовольствием переняли у них привычку отдыхать пару-тройку часов в середине дня.

Панорамами местной природы хорошо любоваться прямо из машины, а к медитативному созерцанию склоняют берега моря. Вдоль кромки воды идут скалы, так что задачей архитекторов было устроить удобные прогулочные дорожки и видовые платформы.




Архипелаг Лофотен - важнейший исторический центр норвежского рыболовства. На традиционный зимний лов трески уже много сотен лет назад собирались лодки со всего побережья. На самих островках со временем образовались целые поселки, дававшие приют пришлым рыбакам. Крошечные хижины на сваях предоставляли место для ночлега, а питались рыбаки в харчевнях, со временем превратившихся в весьма привлекательные ресторанчики. Теперь в этих местах нет недостатка ни в туристических магазинах, ни даже в художественных галереях. Сегодня острова архипелага связаны хорошей дорогой, которая и является основой туристического маршрута.

Архитектурные проекты, реализованные на этом маршруте, достаточно разнообразны. В окрестностях городка Груннфёр по подобию хижин для рыбаков построен приют для велосипедистов (ничего лишнего - просто место, где можно передохнуть и переждать непогоду), в местечке Торвдальдхальсен сооружена защищенная стенками от ветра деревянная платформа для наблюдения за птицами, в горном массиве Эггум немецкие укрепления времен Второй мировой войны превращены в место для отдыха, снабженное киоском и туалетом, а в бухте Аккарвикодден аналогичные удобства вписаны между дорогой и берегом моря.










Маршрут проходит по крайнему северо-востоку Норвегии, по берегу полу-острова Варангер, вдоль холодного Баренцева моря. Этот уголок Заполярья большую часть года занесен снегом, но в июне здесь наступает короткое бурное лето, когда из оттаявшей земли рвутся наружу разнообразные травы, а золотистый свет незаходящего солнца придает местным пейзажам неожиданно приветливый вид. В те же месяцы, когда дневного света не хватает, сюда приезжают любоваться северным сиянием. Архитектуру при этом можно не заметить вообще, а потому особое значение приобретает освещение.

Обезлюдевший сегодня край имеет богатую историю, одним из важнейших аспектов которой является поморская торговля. Среди аккуратных разноцветных домиков рыбацких деревень, когда-то оставленных жителями, а сегодня возрождаемых для туристов, выделяются серебристые стены поседевших от времени поморских лабазов, стоящих на берегу Баренцева моря с XVIII века.

Инфраструктура маршрута Варангер включает, помимо благоустроенных парковок, мест для отдыха и информационных табло, мемориал жертвам охоты на ведьм, охватившей провинцию Финнмарк в XVII веке. Самый удаленный от Осло объект является и наиболее амбициозным из осуществленных на Национальных туристических маршрутах до сего дня, а потому о нем рассказывается подробнее на страницах 128-140.