Мы не впервые обращаемся к теме Баренцева Арктического региона.

Этому образованию, включающему север Норвегии, Швеции, Финляндии и Европейской России, была посвящена статья Ильи Мукосея «Вести из Заполярья» в ПР56. Выставка «Пан-Баренц» с участием российских и скандинавских художников и архитекторов, ставшая поводом для той статьи, тогда казалась экзотикой. А сегодня уже очевидно, что регион развивает серьезную культурную активность. В частности, фестиваль «Баренц-спектакль», ежегодно проводящийся в пограничном с Россией норвежском городе Киркенесе, с каждым разом стягивает к себе все более значительные международные силы. В феврале 2012 года на «Баренц-спектакле» представит свои проекты и наш автор Илья Мукосей.

Возникновение за Полярным кругом нового очага культуры связано во многом с тем, что регион имеет большие шансы стать новым центром мировой нефтедобычи. Совершенствующиеся технологии шельфовой разработки запасов нефти довольно быстро повышают рентабельность этого процесса. По оценкам геологов, в Арктике сосредоточено около четверти мировых запасов углеводородов, и до этих месторождений ближе всего добираться как раз с берегов Баренцева моря.

Немаловажно и то, что именно в этом регионе достигнут значительный успех в решении сложных международных вопросов: 7 июля 2011 года спорная территория нефтеносного шельфа, на которую претендовали и Россия, и Норвегия, была поровну поделена между нашими странами.

Вырастут ли в приполярных землях архитектурные чудеса, подобно тому, Espen Rpyseiand, как это произошло в странах Персидского залива, покажет время, но присмотреться к тому, что происходит у северо-западной границы России, в любом случае очень полезно. Такой ракурс раскрывает новые аспекты survey культуры не только наших западных соседей, но и нас самих. 2009-

Предлагаемый читателю материал включает, помимо новой статьи Ильи Мукосея, выдержки из социально-географического обзора, подготовленного норвежским архитектурным бюро 0047 и опубликованного в книге «Северные эксперименты»!.