«Поделись!» - под таким девизом в заполярном норвежском городе Киркенесе 8-12 февраля прошел ежегодный арт-фестиваль Barents Spektakel. Художники, архитекторы и музыканты поделились своими идеями решения специфических проблем Севера, а также вполне универсальных проблем неформального трансграничного сотрудничества.


Помимо участников из Северной Европы и России, слоган этого года привлек под знамена фестиваля гостей из далекой Северной Кореи.

Их пригласил норвежский художник АДортен Тровик [Morten Traavik] в рамках своего проекта «Земля обетованная» (Promised land). Гвоздем фестивальной программы стал самый большой в Норвегии «живой» экран. Инструкторы из Пхеньяна поделились умением превращать толпу людей в четко работающий механизм. В роли «пикселей» выступили несколько сотен местных добровольцев и солдат норвежской пограничной охраны.

Проектов, связанных с архитектурой, в этом году было два.

Московский архитектор Илья Мукосей построил на льду местного озера аэродром в масштабе 1:10. Это своеобразное общественное пространство, с посадочными огнями из уличных свечей и самолетами из снега и светодиодов, создавалось как место для отправления карго-культа.

Согласно замыслу эти иронические ритуалы должны были привлечь в Баренц-регион лучшую жизнь и более теплый климат.

На набережной в центре Киркенеса был торжественно сожжен самый маленький отель в мире. Построенный в 2005 году по проекту архитектора Сами Ринтала [Sami Rintala] в качестве арт-объекта и туристического аттракциона, этот симпатичный деревянный ящик с видом на море дважды уступал место большим капитальным объектам. Городские власти так и не нашли для него постоянной прописки, и он вполне мог закончить свои дни на свалке. Вместо этого ему устроили пышные огненные похороны. Этот маленький пожар показал, что и в благополучной Норвегии есть бюрократы, которые не желают видеть ничего, кроме сиюминутных проблем.