Исторические доки Марселя готовятся к новой масштабной реконструкции-третьей за свою полуторавековую жизнь. Бывшему портовому складу к 2013 г. предстоит стать коммерческим пространством нового поколения. Здесь будет «настоящий центр городской жизни» - таким будущее комплекса видится американскому инвестиционному фонду J. P. Morgan Asset Management, который является главным владельцем зданий, управляющей проектом французской компании Constructa Urban Systems и итальянскому архитектурному бюро 5 + 1АА. Стоимость реализации проекта оценивается в 50 млн евро.




Здания доков расположены на границе между городом и морем, современными районами и исторической частью Марселя с ее старым портом. Архитекторы Альфонсо Фемия [Alfonso Femia] и Джанлюка Пелуффо [Gianluca Peluffo] не преминули обыграть этот контрапункт, превратив доки в символический перекресток городских стихий Марселя. Итальянский проект предполагает разделение комплекса по всей его длине на три смысловые части: «порт», «деревня» и «рынок» - это в общей сложности 17000 кв. м коммерческих площадей. Инвесторы приглашают к сотрудничеству продавцов всех мастей: от фермеров и рыбаков до портных и га- леристов. «Мы планируем устроить здесь такую тихую революцию,- объясняет Альфонсо Фемия,- Мы хотим, чтобы «Доки» стали живым местом в городе. Мы намерены использовать все открытые пространства, идущие поперек здания, реконструкция также затронет дворы и подвалы.

Но мы не хотим создавать банальный коммерческий центр, наш план куда поэтичнее». Инициатором строительства марсельских доков (1856 г.) стал политик и бизнесмен Полен Талабо [Paulin Talabot].

По его заказу архитектор Гюстав Депла [Gustave Desplaces], спроектировал четыре складских здания с внутренними дворами - по образцу лондонских доков. Технические параметры этого архитектурного ансамбля соответствовали календарю: длина 365 метров - как число дней в году, четыре двора - четыре времени года, 52 входа соответствовали количеству недель в году и 7 этажей - числу дней в неделе. Доки в разные годы служили хранилищем для бумаги, пшеницы, в середине прошлого века они были оборудованы холодильными камерами, а в 1991 году пережили масштабную реконструкцию и кардинально поменяли функцию: теперь здесь находится один из крупнейших в Марселе офисных центров. Новый этап преобразования доков является частью огромной марсельской стройки, которая развернулась вдоль побережья и покрывает площадь в 480 га. Это новый квартал Euromediterranee - крупнейший урбанистический проект в Европе за последние годы.

Из жизни Имзов

Американские документалисты Джейсон Кон и Билл Джерси создали фильм о великих американских дизайнерах Чарльзе и Рэй Имзах и назвали его «Имзы. Архитектор и живописец» (Eames. The architect and the painter). Такая формулировка подчеркивает, что супруги, прославившиеся прежде всего как дизайнеры стульев и кресел, достигли своего успеха благодаря уникальному сочетанию талантов: Чарльз Имз отличался как изобретательностью в отношении форм и конструкций, так и незаурядным видением пространства, в котором существует мебель, а Рэй - изощренным художественным чутьем, отточенным за годы занятий абстрактной живописью. Эти качества проявлялись во всей их разнообразной продукции, от стульев до крупномасштабных выставочных инсталляций и фильмов, и выплескивались в жизнь, которая, при всей напряженности работы и неизбежных драмах, в ретроспективе кажется непрерывным праздником.



Посвященный им фильм вибрирует энергией, передавшейся от самих героев. Они сами часто появляются в кадре - на наше счастье, супруги с удовольствием демонстрировали себя и свою работу как перед профессиональными, так и перед любительскими камерами, и режиссерам «Архитектора и художника» было что выбрать в обширном архиве съемок. Чарльз Имз, безусловно, был невероятно харизматичной личностью - серия интервью с сотрудниками студии Имзов в Венеции и Калифорнии показывает, насколько глубоко на них повлияло общение с ним. Большинство из них сами были талантливыми дизайнерами, но в годы расцвета бюро, 1950-1960-е, они с готовностью растворялись в общей работе - даже если потом иногда чувствовали досаду, что их личный вклад остался совершенно незамеченным в тени светила. Сам же Чарльз, безошибочно выбиравший сотрудников и вдохновлявший их на полное раскрытие творческих способностей, был склонен признавать только роль своей жены: «Все, что могу делать я, она делает еще лучше»,-говорил он. Однако Рэй не смогла главного: удержать фирму после кончины мужа. Когда его не стало, оказалось, что жизненным центром мастерской был именно он. Во-первых, это в него, а не в его жену, были влюблены все коллеги, во-вторых, никто, кроме него, не мог создавать достаточно убедительные образы. По-видимому, Чарльз сам отчетливо понимал свою роль, одним из его принципов было: «Никогда нельзя перепоручать понимание».

Имз вообще был мастером придумывать слоганы. В первые послевоенные годы, когда в магазинах появился его первый классический фанерный стул, продававшийся по цене 25 долларов, девизом фирмы было «То make the best for the most for the least» («Делать лучшее для большинства как можно дешевле»), а в пятидесятые, когда Америка достигла высот благосостояния, тональность переменилась на «Take your pleasure seriously» («Относитесь к своему удовольствию серьезно»). И к самим Имзам тоже стали относиться серьезно: им стали поручать дизайн экспозиций США на Всемирных выставках и - возможно, это был самый ответственный заказ из всех - именно им доверили сделать фильм, представляющий страну на американской выставке в Москве. Советские люди, хлынувшие летом 1959 года на выставку в парке Сокольники, были ошеломлены калейдоскопом образов, мелькавших перед ними на девяти экранах. Нечего удивляться, что развитие советской экономики и культуры в последующие несколько лет обусловливалось желанием «догнать и перегнать Америку».

Говорят, что Имзы определили облик Америки двадцатого века. На самом деле не только Америки и не только двадцатого. Многие сконструированные ими стулья и кресла до сих пор входят в ассортимент популярной продукции фирмы Vitra, а образ одного из самых ярких персонажей массовой культуры последних лет - Дона Дрэйпера из сериала «Безумцы» - неотделим от его любимого имзовского кресла.