15 марта был назван победитель международного конкурса Pierscape на проект благоустройства и развития территории (reimagining) Военно-морского пирса на озере Мичиган в Чикаго, организованного компанией Navy Pier Inc. в рамках программы The Centennial Vision. Им стала известная нью-йоркская фирма James Corner Field Operations (в числе других проектов бюро - парк High Line в Нью-Йорке). Первый тур конкурса, стартовавший в сентябре прошлого года, собрал 52 команды-участника. Среди них были такие известные бюро, как ОМА и Zaha Hadid Architects. Из представленных работ был сформирован предварительный шорт-лист, насчитывавший одиннадцать команд, который в феврале был сокращен до пяти участников. В финал прошли! melk/HOK/Urban Lab, AECOM/Bjarke Ingels (BIG) Group, Aedas Architects/Davis Brody Bond/Martha Schwartz Partners, James Corner Field Operations (JFCO), Xavier Vendrell Studio/Grimshaw Architects. Пирс был построен в 1914- 1916 гг. по проекту американского архитектора Чарльза Самнера Фроста в рамках генерального плана Чикаго 1909 года. Тогда это был самый большой пирс в мире (его протяженность составляет 1 км). У него было несколько назначений: здесь располагались склады, стоянки для грузовых кораблей,экскурсионных пароходов, одновременно это место функционировало как городское общественное пространство. Во время Первой мировой войны здесь были расквартированы полки ВМС США - отсюда и нынешнее название пирса (присвоено в 1927 г.). С окончанием войны пирс стал излюбленным местом отдыха горожан, что отчасти и предопределило его дальнейшее развитие в сторону культурно-развлекательного центра. В 1920-х там возникло несколько ресторанов, были построены здания театра и пункта скорой помощи.

В годы Второй мировой войны пирс использовался как тренировочный лагерь для пилотов ВМС. С 1946 по 1965 годы здания пирса занимал Университет Иллинойса. Последующие десять с лишним лет пирс пустовал. В 1989 году Генеральная ассамблея штата Иллинойс создала муниципальную корпорацию Metropolitan Pier and Exposition Authority (MPEA) для управления комплексом. В начале 1990-х совет директоров корпорации принял решение о реконструкции комплекса. Строительные работы продолжались вплоть до 1995 года и обошлись в 150 млн долларов.

Через четыре года Военно-морскому пирсу исполнится 100 лет. Отсюда и конкурс. Если кого-то удивляет, что американцы тратят столько денег, сил и времени на этот объект (а такое вполне может быть - с архитектурной точки зрения он обладает не бог весть какой ценностью), сравните возраст Соединенных Штатов (229 лет) с возрастом пирса (96 лет) ni31 и еще раз прочитайте предыдущий абзац. И что-то 19 подсказывает, что в конкурсе Pierscape не- американцы не имели шансов. Достаточно взглянуть на численное соотношение американских и зарубежных фирм среди тех, что прошли в финал (7 к 4).

Победитель

James Corner Field Operations (США)


Пирс соединяется с центром города протяженным озелененным променадом, тянущимся с запада на восток (он присутствует во всех проектах финалистов, очевидно, это обусловлено конкурсной программой). Пространство комплекса поделено на своего рода отсеки - авторы называют их «общественными комнатами» (social rooms),- каждый из которых имеет свою функциональную специфику и, соответственно, свое особое наименование. Проект JCFO отличает невероятно бережное отношение к духу места: архитекторы старались привнести как можно меньше изменений в существующую ситуацию.

Финалист

Xavier Vendrell Studio/Crimshaw Architects (Испания/Великобритания)


Подступы к пирсу засажены деревьями, среди которых спрятано несколько круглых общественных пространств; площадь вокруг колеса обозрения, наоборот, решена как ровная платформа, на которой разбросаны круглые в плане островки зелени

Финалист

melk/HOK/Urban Lab (США)


Одна из главных идей проекта - расширение южного променада за счет создания нависающих над водой криволинейных деревянных консолей. К востоку от пирса прямо из воды торчит металлическая стела в форме замерзшего гейзера

Финалист

АЕСОЛЛ/Bjarke Ingels Group (США/Дания)


На центральной площади пирса, к востоку от колеса обозрения, архитекторы запроектировали живописно изгибающуюся озелененную террасу. В глубине искусственного рельефа располагаются вспомогательные помещения театра (ресторан, бар, входной вестибюль и проч.)

Финалист

Aedas Architects/Davis Brody Bond/Martha Schwartz (Великобритания/США)


С южной стороны к пирсу примыкает разветвленная система деревянных причалов и мостков, дублирующих существующую прогулочную зону. Окружающий колесо обозрения парк выглядит так, будто кто-то пролил бутылочки с кетчупом и соусом халапеньо