Наука сна

Все неприглядные городские окраины неприглядны одинаково. Если вы хоть раз о g были в Испании и видели выжженную прерию на окраине, например, Льорета дель Мара, с многоквартирными домами, редкими запыленными зданиями скла - садов и еще более редкими чахлыми деревьями, то вы легко представите себе такой же пейзаж на краю Барселоны, Мадрида или какой-нибудь Мериды. Впрочем, на окраине Мериды можно наткнуться на огромный римский акведук, непринужденно торчащий поперек автодороги. Этот городок, столица Эстремадуры, известен в Испании самым большим количеством сохранившихся античных памятников. От римских времен здесь остались театр, цирк, храм Дианы, мост через реку Гвадиана и многое другое. Но это все в центре, а на окраинах Мериды преобладает то же, что и везде: пыль (или лужи, если не сезон), сорняки, растрескавшийся асфальт и обшарпанные здания. Ну и еще римский акведук, конечно. Тоже старый (очень старый) и обшарпанный...

Три года назад в этих краях подул северо-восточный ветер. Он принес ажурное металлическое белое облако, которое, за что-то зацепившись, осталось на пустыре, на углу улиц Магдалена и Мирандилья. Через некоторое время тот же ветер принес обрезки разноцветной бумаги и пластика, которые облепили облако со всех сторон...

Это необычное сооружение, получившее название Factoria Joven, «Фабрика молодежи» - плод фантазии мадридского архитектурного бюро SelgasCano. И хотя строилась оно медленно, как во сне, кажется, что эта фантазия материализовалась без всякого проекта, даже без эскизов - прямо из чьей-то головы. Словно кому-то приснилась история, рассказанная в предыдущем абзаце, а потом он проснулся, а стальное облако, облепленное пластиком, тут как тут.

Поверх пластика «Фабрика» облеплена слоем молодежи, которую здесь перерабатывают с помощью триала, паркура, уличной акробатики, скейтбординга, электронной музыки, современных танцев, хип-хопа и аудиовизуальных искусств. Ах да, и еще - скалолазания.

«Фабрика» построена из дешевых материалов и вторсырья. Впрочем, бетонное основание и металлический каркас «облака» сделаны на удивление тщательно. А вот раскроем поликарбоната, которым облицована сложная поверхность «облака», точно никто всерьез не занимался. Поэтому вблизи оно выглядит неаккуратным - помятым и угловатым.

Но именно это и придает ему реальности. В отличие от музея Гуггенхайма в Бильбао и других подобных сооружений, чьи поверхности «заглажены» с недетской серьезностью, подтвержденной математическими расчетами, фабрика-облако не притворяется природным объектом или кораблем пришельцев. Она выглядит предельно наивно, как детский рисунок или поделка, и подчеркнутая неаккуратность делает ее настоящей.

Внутри «Фабрики» студии для занятий расположились в полых, похожих на древесные стволы, опорах, на которых покоится «облако». Интерьеры еще больше, чем экстерьер, заставляют подумать о материализованном рисунке. Словно несколько небрежных линий самым естественным (волшебным?) образом превратились в комнату. Без чертежей и стройки, вообще без рук, как бывает только во сне.

Конечно, «Фабрика молодежи» не имеет никакого отношения ни к Мериде, ни к городским окраинам вообще. Она - кусочек мира снов посреди скучной действительности, этакий остров Нет-и-не-будет из сказки о Питере Пэне. И все посещающие его пираты, индейцы и просто мальчишки отлично проводят время.

Остается надеяться, что пыль и время не заставят поблекнуть краски этого сказочного острова.

II.

У многих портовых городов есть одна общая проблема-отсутствие настоящей набережной. Особенно если городок маленький, а порт большой. Тогда любая попытка выйти к «большой воде» приведет вас либо к глухому забору, либо к куче разноцветных контейнеров. Напротив, в курортных приморских городах обязательно есть променад - широкий бульвар для прогулок вдоль моря. Так и делились прежде небольшие приморские города - на трудяг, которым на море смотреть некогда и незачем - море оно море и есть, и лентяев, которым больше нечем заняться, кроме как фланировать вдоль набережной, праздно смотреть на волны да демонстрировать новые курортные моды. Так было до недавнего времени, когда некоторые города- трудяги стали, наконец, осознавать свое право на отдых.

Картахена, городок на юго-западе Испании - типичный приморский трудяга. Здесь, как в большинстве портовых городов, еще 10 лет назад город существовал отдельно от моря. Порт воспринимался так, как в далеких от моря городах воспринимается неприглядная окраинная промзона. Причал Альфонсо XII, расположенный напротив центра города, был отделен от него складами и контейнерными площадками, да и стояли вдоль него отнюдь не яхты.

В начале 2000-х, на волне охватившего всю Испанию экономического и строительного бума, власти Картахены решились, наконец, дать городу набережную. Так причал Альфонсо XII стал променадом. Тогда же уже знакомые нам SelgasCano стали победителями конкурса на проект конгресс-центра в порту Картахены.

Променад Альфонсо XII получился весьма торжественным, с небольшими парадными зданиями портовых служб и финиковыми пальмами, посаженными по квадратно-гнездовой сетке. В середине его разместилась, окруженная фонтаном, точная копия первой в мире электрической субмарины, построенной в 1880х выходцем из Картахены Исааком Пералем. Место сухогрузов у причальной стенки заняли яхты, для которых была сделана уютная марина.

Правая часть променада застраивалась значительно позже, чем левая - во второй половине 2000-х. Но задумывалась, очевидно, еще тогда, когда никакого променада не было в природе. Потому что, в отличие от полупрозрачной левой части, чья мелкомасштабная застройка не закрывает вид на море, правая половина - это два здания- забора.

Первым появился Национальный музей подводной археологии, ARQUA, построенный в 2002-2007 годах по проекту Гильермо Васкеса Консуэгры. Это в целом довольно интересное здание, со стороны города представляет собой 150 м глухой стены с редкими узкими окошками и вентрешетками.

Конгресс-центр EI В от SelgasCano, который строился с 2006 по 2011, кажется, поддерживает эту тенденцию. К городу он обращен разновысокой, полупрозрачной, разноцветной, но все же глухой стеной двухсотметровой длины.

Морской фасад кажется более открытым, потому что к нему не примыкают объемы конференц-залов, но это иллюзия. Он лишь несколько более прозрачный, а в остальном это тоже 200 м глухой стены без единой двери. Проникнуть в EI В можно либо с торца, либо со стороны города по извилистому подземному ходу.

С птичьего полета здание конгресс-центра выглядит, пожалуй, типично для SelgasCano: как коробочка, вырезанная и склеенная по-детски старательно (с высунутым языком!) из старых глянцевых журналов. Вблизи ощущение не пропадает. Разноцветный полупрозрачный пластик и проступающий сквозь него металлокаркас создают впечатление сооружения веселого и праздничного, но временного. Словно город получил новый конгресс-центр в подарочной упаковке, и упаковка так понравилась, что ее решили не снимать.

Что происходит внутри упаковки - отдельная история. Полупрозрач- ГН31 ность- ловкий прием, создающий у посетителя иллюзию связи интерьера с окружением. На самом деле гофрированный пластик пропускает лишь свет. Оказавшись внутри, посетитель попадает в пространство чужого сна, 25 в нарисованную вселенную, где трудно поверить в реальность тонких металлических перекрытий, подвешенных в воздухе скамеек и полочек, невесомых лестниц и перил. Единственным, кто сохраняет свои свойства, остается гофрированный пластик, но и тот воспринимается скорее как элемент коллажа, а не как строительный материал.

Пространство внутри не имеет ничего общего с лапидарной коробочкой, завершающей променад. Оно сложное, неровное, пол постоянно уходит из под ног, то поднимаясь на второй этаж, то опускаясь ниже уровня моря. Цветом помещений управляет вездесущий гофропластик: оранжевый создает атмосферу вечного заката, а сине-зеленый переносит нас в подводное царство.

Здесь, как и в Мериде, SelgasCano создают самостоятельное пространство, никак не связанное с окружающим миром и обладающее уникальным свойством: выглядеть нарисованным и одновременно быть реальным.

III.

«Задача была проста: мы хотели работать под деревьями» - так начинается рассказ Хосе Сельгаса и Лусии Кано о проекте их собственной студии. Для тех, кто привык работать во сне, эта задача действительно проста: достаточно представить себе густой лес, поляну в нем, на поляне силой мысли вырыть небольшую траншею и накрыть ее прозрачной крышей. Мальчишки с острова Нет и не будет справились бы с этой задачей в два счета. Но где найти густой лес посреди Мадрида?

Район Эль Плантио (в переводе его название означает «посадки, насаждения»), расположенный на северо-западной окраине Мадрида-вполне респектабельный спальный район. Никаких обшарпанных зданий, в основном - особняки с бассейнами. Деревья в окрестностях редки, как и везде в Испании, но участки при особняках утопают в зелени. Сколько квадратных метров густого леса нужно, чтобы на фотографиях был достигнут нужный эффект и чтобы сквозь стеклянную крышу над траншеей действительно видеть только деревья? Совсем немного. Офис SelgasCano на улице Гечо, 27, находится всего в 5-7 метрах от дороги, но какое это имеет значение? Оказавшись внутри, посетитель, как всегда у selgascano, попадает в совсем другое пространство, не имеющее ничего общего с улицей Гечо, Эль Плантио, Мадридом. Он действительно видит сквозь прозрачную крышу только деревья. И это единственные реальные объекты, которые остаются в поле зрения. Все остальное, как обычно-материализованный рисунок. И не имеет смысла цитировать здесь рассказ архитекторов о слоистой оболочке из стеклоткани и пластика, потому что поверить в ее реальность так же невозможно, как невозможно не поверить в материальность этого плетения из тонких линий и цветовых пятен. Так ли уж важно, из чего делаются сны?

Здание молодежного центра стоит на небольшом искусственном возвышении, защищающем расположенный ниже археологический слой римских времен от вторжения конструкций. Там, где в бетонную подушку не нужно 26 ничего монтировать, устроены углубления, одно из которых служит театральной площадкой, а другое предназначено для акробатического катания на велосипедах, роликах и любых иных снарядах с колесиками. Металлический сетчатый каркас обтянут листами цветного полупрозрачного поликарбоната. Овальные в плане «ноги» вмещают компьютерную лабораторию, зал для танцев, комнаты для занятий и игр, помещение для администрации и туалеты. Полая крыша создает навес, защищающий от жара в летние месяцы. Один конец загогулины крыши упирается В бетонный скалодром.



Криволинейную в трех плоскостях форму пространственного каркаса было бы невозможно рассчитать без специальной программы

Фрагмент конструкции Трехмерная конструкция кровли 1 Крепление конструкции кровли 2 Лист гофрированного поликарбоната 2-мм листоцинкованной стали 4 Стальное колено 5 Стальной желоб 6 Опора кровли 7 140-мм двухтавровая балка 8 100-мм колонна 9 Стыковый кожух 10