Одиннадцатый по счету из временных павильонов, которые галерея Серпентайн каждое лето заказывает выдающимся архитекторам, до того момента ничего не построившим на территории Великобритании, оказался, наверное, самым удачным из всех- с ним мог бы поспорить разве что павильон 2009 года, спроектированный SANAA в виде «парящего» над лужайкой блестящего металлического навеса, имеющего форму растекшейся лужицы. С 1 июля до 16 октября 2011 года рядом с галереей Серпентайн находился объект, который многие из тех, кому посчастливилось его увидеть, определяют как «чудо». Швейцарец Петер Цумтор, которому, как и каждому из предшествующих авторов летних павильонов, была предоставлена полная свобода, решил создать не просто архитектурный объект, а сооружение, заключающее в себе сад, и привлек к сотрудничеству голландского ландшафтного дизайнера Пита Удолфа. Архитектурная часть представляет собой образец строжайшего минимализма: прямоугольник матовых темно-серых стен, за которыми на небольшом расстоянии находится вторая линия таких же стен. Войдя через одно из ничем не обрамленных и акцентированных только ведущими к ним бетонными дорожками прямоугольных же отверстий, посетители попадают в темный узкий коридор между стенами и, лишь пройдя по нему, оказываются перед входом в заключенный внутри сад. Вытянутое пространство сада окружено по краям навесом, образуемой скошенной внутрь кровлей. Полоса под навесом забетонирована. Посетители могут либо прогуливаться по ней, либо присесть на тянущиеся вдоль стен скамьи, выполненные из того же темно-серого бетона, что и сами стены (вряд ли наполнившие это пространство столики и табуреты появились там по воле архитектора). Суровая рама властно фокусирует внимание всякого входящего на центральной полосе-собственно саде, засаженном великим множеством разнообразных растений. Все цветы, распускавшиеся одни за другими в месяцы существования сада, сами по себе достаточно скромные, но в массе они создавали совершенно завораживающее зрелище. Цумтор, мастер манипулирования людскими эмоциями, достиг того, чего хотел: почти все посетители сравнивали чувство, охватившее их в этом необыкновенном месте, с религиозным переживанием. Мы публикуем текст архитектора, в котором он приоткрывает ход своих мыслей в процессе работы над этим произведением.