На протяжении 1970-х гг. много говорилось о смерти модернизма. Чарльз Дженкс утверждал, что современная архитектура умерла в совершенно конкретный момент - 15 июля 1972 г., когда в Сент-Луисе был снесен комплекс социального жилья Прюитт-Игоу, построенный в 1954-1956 гг. по проекту Минору Ямасаки и оказавшийся малопригодным для жизни.

В 1979 г. чикагский архитектор Стенли Тайгерман предложил свою визуальную метафору гибели постмодернизма. Фотомонтаж, озаглавленный «Титаник», показывает одну из наиболее совершенных модернистских построек, Краун-Холл Иллинойского технологического института (оплота модернизма в США), как тонущий в океане лайнер. Негибкость классического модернизма не позволила ему избежать столкновения с возникающими по курсу препятствиями. Сам Тайгерман, однако, обращал внимание на то, что пока один конец шедевра Миса ван дер Роэ уходит под воду, другой конец поднимается ввысь. Такая амбивалентность высказывания оказалась пророческой. Как мы теперь знаем, прав был историк архитектуры Бруно Дзеви, не перестававший настаивать, что хотя в данный момент (рубеж семидесятых - восьмидесятых) модернизм переживает кризис, конец его еще совсем не близок

Свободой выбора, возникшей после отказа от строгих правил модернизма, одним из первых воспользовался Филип Джонсон. Для многих это стало неожиданностью, ведь именно Джонсон сыграл решающую роль в утверждении модернизма в Америке. В 1932 г. он выступил

Другой символ расставания с прекрасными иллюзиями Современного движения создал миланский дизайнер и критик Алессандро Мендини. В 1974 г. он устроил ритуальное сожжение спроектированного им самим стула. Модель Lassu (название означает «над землей») сама по себе символическая: предельно простой, архетипический стул вознесен на пьедестал, из-за которого им невозможно пользоваться. Противоречие между простотой форм «высокого» модернизма и обыденными человеческими потребностями - как раз то, с чем предлагал распроститься тогдашний редактор журнала Casabel/a, впоследствии ставший одним из лидеров постмодернистского дизайна в составе группы «Мемфис».

одним из кураторов знаменитой выставки «Интернациональный стиль: Архитектура с 1922 года», в 1949-м построил для себя ультрамодернистский «Стеклянный дом», а в 1956-м стал соавтором своего кумира Миса ван дер Роэ по Сигрэм-билдингу в Нью-Йорке. Однако к концу 1970-х Джонсон решил, что возможности модернизма исчерпаны, и спроектировал небоскреб AT&T, своей формой напоминающий комод в стиле чиппендейл. Проект наделал столько шума, что журнал «Тайм» в январе 1978 г. поместил на обложку фотографию 71 -летнего архитектора с моделью скандального здания в руках.