Свои версии обращения к истории предложили британский архитектор Джеймс Стирлинг и испанец Рикардо Бофилл, авторы самых ярких примеров архитектуры постмодернизма в Европе.

Стирлинг, перед которым стояла задача добавить к существующему музею в Штутгарте новые галереи и внутренний двор, создал многослойную структуру, напоминающую руины древнего города. Фактурная кладка из крупных квадров натурального камня разных пород и фрагментированные ордерные формы усиливают ощущение присутствия истории, а неожиданное включение ярко окрашенных металлических труб (напоминающих о хай-теке Центра Помпиду) и изогнутых стеклянных плоскостей вносит тему современности. Возможность свободного прохода публики сквозь участок музея была оговорена программой, но трактовка внутреннего двора комплекса как городской площади отражает повышенное внимание постмодернизма к общественным пространствам.

Историзм Бофилла носит более театральный характер. Комплекс социального жилья Les Espaces dAbraxas получил вид торжественного барочного ансамбля, способного выполнить роль «нового памятника», достопримечательности строящегося с нуля в долине Марны спального пригорода Парижа. Все три здания - «Дворец», «Арка» и «Театр» - целиком заполнены квартирами, причем по преимуществу социальными. «Жилье для народа», воспроизводящее темы и мотивы дворцовой архитектуры, - характерный атрибут «неоклассического» направления постмодернизма, многие представители которого (не только Бофилл, но и, например, Леон Крие) придерживались откровенно левацких взглядов.