Новый Национальный стадион на 80000 зрителей должен заменить существующий, построенный в 1958 г. Выбранный на конкурсе проект станет частью заявки Токио на проведение Олимпийских игр 2020 г., но строительство должно закончиться в 2019-м, чтобы на стадионе мог пройти Чемпионат мира по регби. Правительство Японии видит в новом стадионе шанс добавить блеска несколько поблекшему образу Токио, и выделило на проект щедрый бюджет: 1,62 млрд

Жюри во главе с Тадао Андо рассмотрело предложения 48 участников, у каждого из которых есть опыт проектирования спортивных сооружений.

Первый приз Zaha Hadid Architects (Великобритания)

Проект Захи Хадид стремится скрестить функции стадиона и общественного пространства. Несущие конструкции, выведенные наружу не только формируют зооморфный образ сооружения, но и обогащают его функциональность. Огибающая чашу стадиона широкая бетонная лента трактуется как променад. Защищенная от ветра площадь перед главным входом тоже может использоваться не только во время проведения состязаний или концертов внутри здания. Представленные Хадид изображения, безусловно, самые эффектные среди всех рассмотренных жюри, однако некоторые его члены высказывали опасения в том, что архитектор не сможет вписаться в бюджет.


Второй приз Сох Architecture (Австралия)

Крупнейшая австралийская архитектурная фирма, построившая уже несколько больших стадионов, предложила достаточно консервативное, но высокотехнологичное решение. Единая арена накрывается сетчатым остекленным куполом, центральная часть которого раздвигается и закрывается по необходимости.


Третий приз SANAA + Nikken Sekkei Ltd (Япония)

Кадзуо Седжима распластала стадион по поверхности земли, приподнимая кровлю только там, где это действительно нужно. Проект предполагает максимальное использование стадиона в открытом режиме, ставя акцент на связи с природой. Оценив изящество решения, жюри все же усомнилось в его практичности.

Финалист POPULOUS (Великобритания)


Известный строитель олимпийских стадионов предложил распределить предусмотренные программой виды спорта по отдельным аренам, самую крупную из них заглубить в землю и накрыть все вместе прозрачным, почти невидимым футляром.

Финалист UNStudio (Нидерланды) + Yamashita Sekkei Inc. (Япония)


Бен ван Беркель предпочел компактную форму стадиона. Трансформируемая арена накрыта полупрозрачной кровлей, понижающейся по направлению к примыкающему жилому району и повышающейся в сторону квартала небоскребов. Кровля поделена на сдвигаемые «чешуи».

Финалист Toyo Ito & Associates (Япония)

Тойо Ито вписал стадион в эллипсовидное здание с вертикальными стеклянными стенами и плоской крышей.


В центре кровли находится прямоугольный проем, который может открываться и закрываться с помощью горизонтальных жалюзи.

Финалист Gmp Architekten - Von Gerkan, Marg und Partner (Германия)


В немецком проекте трибуны имеют неравную высоту, за счет чего вантовая кровля оказывается вогнутой. Вокруг центрального отверстия она становится прозрачной, а ближе к краям засеяна травой, сливаясь в пониженных частях с верхним уровнем ландшафтного парка.