По проекту португальца Алвару Сизы построено здание в юго-восточной части кампуса Novartis. Оно обращено одним фасадом на Рейн, а другим - на небольшую улочку возле сада Врачевания, вступая в диалог и с историческим городом, и с пространством кампуса.

Фасад этого лаконичного кубического объема прозрачен. Стеклянные панели крепятся к внутренней оболочке из белого мрамора, отставая от нее на 90 см, и создают ощущение невесомого парения.

Всего в здании два подземных и пять надземных этажей, отведенных под лаборатории и офисы. Основу плана составляет стандартный модуль лабораторного помещения (7x7 м), установленный Novartis. Уравновешенность плана нарушается введением диагональной оси восток-запад, которая вступает в противоречие с осями генерального плана кампуса. Так, главный вход расположен в северо-западном углу, который выходит к саду, а опора, поддерживающая здесь перекрытия, установлена асимметрично и под углом 45 градусов.

Эта же ось прослеживается и в организации пространства каждого этажа: два парных бетонных ядра с лестницами, туалетами и техническими помещениями расположены по диагонали друг от друга. Они освобождают центральную зону от опор, оставляя ее открытой для коллективного общения. По периметру фасада идут лаборатории, отделенные стеклянными перегородками, и рабочие места.

Тема прозрачности, общая для всех построек кампуса, нашла у Сизы выражение в решении фасада, обернутого в оболочку из бесцветного стекла. Это здание больше прочих отсылает к индустриальному прошлому территории. Технические инсталляции на крыше корпуса вносят ноту брутальности в его несколько эфемерный облик.









В качестве послесловия к обширной публикации кампуса компании Novartis в Базеле мы печатаем статью идеолога создания этого ансамбля, автора его мастер-плана Витторио Маньяго Лампуньяни, написанный в не лишенном пафоса жанре обличительного манифеста, этот текст дает ясное представление о том, какие идеи легли в основание проекта комплекса и обусловили приглашение определенной группы архитекторов, работающих в стиле сдержанного неомодернизма.