Согласно недавнему докладу UK Architectural Education Review Group, высокая стоимость архитектурного образования в Великобритании является преградой для многих не очень состоятельных студентов на пути к профессии. Авторы считают, что доступность специальности для широкого круга людей - это не только моральный императив, но еще и важное условие привлечения лучших талантов в отрасль.

В последние годы произошел резкий рост стоимости архитектурного образования. Если ранее установленный государством потолок стоимости обучения составлял 3290 фунтов стерлингов в год, то в 2012 году его уровень был поднят до 9000 фунтов, что очень существенно, учитывая, что заработки архитекторов несравнимо ниже, чем у врачей или юристов с сопоставимым сроком обучения.

И все-таки, как ни удивительно, благодаря британской системе государственного возмещения затрат на образование в сочетании с низкими доходами архитекторов, представление о ценовом барьере оказывается надуманным. Согласно этой системе, студенты выплачивают кредит только в случае, если зарабатывают свыше 21 000 фунтов стерлингов в год, и весь остающийся долг списывается спустя 30 лет. С учетом низкой стартовой зарплаты и ее ростом в среднем на 5% в год, большому числу студентов в итоге вообще не придется выплачивать полную стоимость своего обучения. Поэтому представление о дороговизне образования в конечном итоге не совпадает с реальными затратами на его оплату.

В США тем временем ценовой барьер, напротив, совершенно реален из-за более жесткой схемы финансирования обучения. Но делает ли это специальность архитектора более желанной? В прошлом архитектура была уважаемой и хорошо оплачивавшейся профессией, но и была доступна только немногим из привилегированных слоев. Сегодня зарплата архитектора падает повсюду, а его роль в строительной отрасли становится все более маргинальной.

Так или иначе, стоимость обучения - не единственная проблема, делающая архитектурное образование не таким н доступным.

Студенты специальностей (инженеры, планировщики, искусствоведы) в Великобритании не могут перейти на архитектурный курс, не начиная учебу с нуля, т.к. их предыдущая квалификация не учитывается. А, кроме того, согласно довольно странным существующим нормативам, студенты,получив диплом, должны стать архитекторами общего профиля, а не специалистами в какой-то конкретной области, что также отталкивает от учебы многих потенциальных абитуриентов, заинтересованных в отдельных темах.