В мае этого года на территории Музея современного искусства Детройта (MOCAD) при участии арт-агентства Artangel состоялось открытие созданного художником Майком Келли архитектурного объекта - «Передвижного ранчо». Данная инсталляция является реконструкцией в натуральную величину родного дома Келли, построенного в 1950-х годах в стиле кантри.

Начало проекта относится к 2010-му, когда первый вариант «биографического архитектурного сооружения» Майка Келли был перевезен из центра города на окраину, в рабочий городок Вестланд, повторяя маршрут переезда семьи Келли в 1960-х годах во время волны «белой миграции» - вынужденного переселения белого населения Детройта из центра на окраины. В точности соответствующее местному архитектурному вернакуляру «ранчо» перемещалось по Детройту и близлежащим городам, здесь проводились выставки, вечера, дискуссии, видеоинсталляции. Жители округи использовали своеобразный опен-спейс как местный клуб.



Передвижная усадьба, возвращающая художника к его детским воспоминаниям, задумывалась автором и как мобильный коммунальный центр, и как личный, приватный объект. Майк Келли писал в 2008 году: «В этом проекте проводится четкая граница между искусством общественным и частным, между пониманием того, что искусство служит общественному благу и одновременно является предметом личных желаний и источником наслаждения. Передвижное ранчо - и то и другое: оно несет в себе социальную функцию и в то же самое время служит асоциальному, личному потреблению. У него есть сторона, обращенная к публике и сторона скрытая, потайная».

Передвижные постройки в последнее время нередко становятся предметом архитектурных дискуссий. Мобильные дома можно использовать в зоне стихийных бедствий, во время музыкальных фестивалей, уединенного отдыха на природе и т.д. Комплекс идей, лежащий в основе «Передвижного ранчо» Келли, соответствует идеям коммунитаристского движения 1990-х годов в США, заявлявшего о недооценке современным либерализмом роли сообществ и о возрождении значения общих ценностей, интерсубъективных форм практической жизни и общественных институтов.