"Большинство из вещей архитектурного толка, которыми я занимался, в действительности стоит отнести к не-архитектуре, анархитектуре... Мы думали о метафорических пустотах, разрывах, лишних пространствах, местах, оставшихся неосвоенными... метафорических в том смысле, что их интерес или ценность заключаются не в возможности их использования..."

В 1973 году художник Гордон Матта-Кларк в рамках своего нью-йоркского проекта Reality Properties: Fake Estates (Реальная собственность: Псевдопоместья) приобрел несколько небольших участков неправильной формы между зданиями в Квинсе и на Стейтен-Айленде, которые никогда никем не использовались.

В интервью 1974 года, взятом Лизой Беар для журнала Avalanche, Матта-Кларк заявил: «Покупая их, я привлекал внимание к странности существующих демаркационных линий собственности. Собственность проникает повсюду. Всеобщее представление о собственности определяется фактором использования».

Новаторская работа Матта-Кларка об «анархитектуре» оказала большое влияние на последующие поколения. В частности, его идеи развивают бельгийские архитекторы из OFFICE Kersten Geers David Van Severen. Их интересует сложный контекст, демаркационные линии, периметры, использование маргинализованных пространств или ничтожных ситуаций. Они не стремятся к величию; их архитектурные мечты формируются внутри пространственных возможностей, создаваемых ограничениями.

OFFICE KGDVS основан в 2002 году Керстеном Герсом (род. в 1975 году в Генте) и Давидом Ван Севереном (род. в 1978 году там же). Архитекторы познакомились в 1999 году во время учебной поездки в Лос-Анджелес. По окончании Гентского университета Керстен Гере и Давид Ван Северен поступили в Высшую техническую архитектурную школу в Мадриде (Escuela Tecnica Superior de Arquitectura), где учились под руководством Иньяки Абалоса и Хуана Эррероса, чьи теоретические и практические воззрения повлияли на их дальнейшее творчество. От своих наставников Гере и Ван Северен переняли не только понимание роли архитектора как создателя обычных зданий, но и импульс искать и находить поэзию в повседневных вещах.

Абалос и Эррерос изучали утилитарные здания, такие как мусороперерабатывающие заводы и публичные библиотеки, и их теоретические построения о практичном и обычном стали рабочей моделью для OFFICE KGDVS. В 2006-м бюро заработало в полную силу.

Архитектура Керстена Герса и Давида Ван Северена распространяется также на приватную сферу. Их частные проекты обладают сходством с исламской и римской архитектурой. Они вдохновляются, например, Помпеями, где частные дома обращены вовнутрь и закрыты от внешнего мира. Такой же принцип работает и для отдельных жилых ячеек, которые часто бывают сгруппированы вокруг патио или дворов. Основными элементами архитектуры Герса и Ван Северена являются стена, разделяющая внутреннее и внешнее пространство, и периметр, очерчивающий границы участка. Главные мотивы их работы: внутренние дворы, смыкающиеся с интерьером комнат; эффект удвоения, достигаемый за счет зеркальных стекол; использование ортогонального плана, структурной сетки, заборов, колонн, анфилад; отсылки к искусству и чередование грубых промышленных материалов с блестящими и дорогими - такими как мрамор и кожа.

Их первая работа Entrance была реализована в Антверпене в 2003 году. Название проекта буквально отражает его суть - входная группа и приемная для нотариальной конторы. Уже в нем проступили многие черты, характерные для дальнейшего творчества архитекторов. Лишенное окон пространство было трактовано как отдельно стоящий павильон с зеркальными стеклами. Вскоре Гере с Ван Севереном начали побеждать на международных конкурсах. В Южной Корее в 2005 году они совместно с бюро Dogma выиграли международный конкурс на генеральный план для новой административной столицы на 500 тысяч жителей в том же году, в сотрудничестве с бюро Wonne lekx, они получили заказ на «Пограничный сад», расположенный на пункте перехода границы между США и Мексикой2.

Уходящий в бесконечность сетчатый барьер между государствами прерывается белой стеной девятиметровой высоты, огораживающей прямоугольный в плане участок. За стеной по регулярной сетке посажены пальмы, а также располагаются павильоны паспортного контроля и администрации.

Здесь четко видно, как наследие Матта-Кларка переносится в политический дискурс-архитектурно организованное пространство возникает буквально на «ничейной земле», между странами.

Но, как и Матта-Кларка, больше всего архитекторов занимает переосмысление городского ландшафта. Сегодня центры городов часто представляют собой зоны стихийного строительства. Керстен Герс и Давид Ван Северен пытаются сориентироваться в этой ситуации, найти ответы на вопросы: как нужно строить в современном городе, как создавать компактные и в то же время не наносящие ущерба окружающей среде условия для комфортной жизни? Гере и Ван Северен стремятся предложить актуальный инструментарий для решения этих вопросов. Представляя здания вне контекста, разъединяя форму и функцию, они позволяют себе воображать постройки, которые можно заполнять многими и постоянно меняющимися видами использования. Проекты, о которых пойдет дальше речь, помогут понять их концепцию переосмысления современных поселений.

В рыхлых и дисгармоничных городских ландшафтах Керстен Гере и Давид Ван Северен стремятся к созданию новых форм, отталкиваясь от «не-архитектуры».

В процессе они наделяют ценностью эти «не-места». Они меняют городскую среду, основываясь на трех типологиях: общественного, полуобщественного и частного пространства, в которых чередуются прозрачные и непрозрачные элементы, а также разные их сочетания.