Анри Лабруст (1801-1875) - французский архитектор, известный, прежде всего, двумя библиотеками в Париже: Сен-Женевьев и читальным залом Национальной (некогда Королевской, затем Императорской) библиотеки. Посвященная ему выставка «Анри Лабруст: Конструкция, выведенная на свет», прошедшая в нью-йоркском Музее современного искусства с 3 марта по 24 июня 2013 года, привлекла внимание многих уже самим сочетанием институции и предмета.

МоМА, по праву гордящийся своими заслугами в деле пропаганды модернизма в США, архитектуру XIX века показывает в своих стенах совсем не часто.

В прошлый раз это было в 1975 году, и тогдашняя выставка, посвященная Эколь де Бозар, считается одним из этапных событий в наступлении постмодернизма. Значит ли это, что нынешняя выставка Лабруста-который, кстати, наряду с Шарлем Гар- нье был одним из героев экспозиции 1975 года-является предвестием нового поворота к историзирующей архитектуре? Вполне вероятно, но столь же ясно, что и само понятие истории, и то, что в ней пытаются найти, за прошедшие 38 лет сильно изменились. На одном из представленных на нынешней экспозиции видео записаны размышления исследователей о выставке 1975 года. Историк архитектуры Робин Миддлтон, в частности, говорит: «Это был период, когда архитекторы искали источник вдохновения, отличающийся от, условно говоря, Ле Корбюзье и такого типа архитектуры. Искали в прошлом что-то, вызывающее некий исторический резонанс». Сегодня уже Ле Корбюзье воспринимается как часть истории - наравне с Лабрустом. Выставка, посвященная великому модернисту, открылась в МоМА 15 июня, так что более недели две экспозиции соседствовали.

Как способ подачи творчества Лабруста в залах музея, так и содержание статей в сопровождающей выставку книге подталкивают к мысли о том, что во французском архитекторе видят не образец для подражания или цитирования, а скорее принципиальную модель, позволяющую лучше понять фундаментальные свойства архитектуры, разобрать инструментарий для создания искусственной среды, заданным образом воздействующей на человека. Сами кураторы описывают свои намерения следующими словами: «Нам не интересно рассматривать Лабруста просто как предтечу современности, как это делал Зигфрид Гидион , искавший в девятнадцатом столетии предшественников сооружений века двадцатого и видевший в Лабрусте непризнанного гения. Мы считаем, что поднятые им проблемы и предложенные им решения были очень актуальны для своего времени и с тех пор не потеряли своей значимости; именно поэтому его творчество волнует целые поколения архитекторов и историков». По сути, в таком подходе проявляется тот же тренд, что побудил Рема Колхаса избрать темой следующей архитектурной биеннале в Венеции «Основы» - сверяясь с историей, провести пересмотр фундаментальных понятий архитектуры.



Наша публикация, посвященная выставке Лабруста в МоМА, основана на материалах из книги, подготовленной кураторами Корин Белье (парижский Центр архитектуры и наследия), Барри Бергдоллом (МоМА) и Марком Ле Кёром (Национальная библиотека Франции). Материал сопровождается цитатами из интервью специалистов по творчеству Лабруста. Эти интервью, записанные на видео, были частью экспозиции, а теперь с ними можно ознакомиться на сайте www.moma.org.