Ровно десять лет минуло с того момента, как швейцарские архитекторы

Жак Херцог и Пьер де Мерон взялись за проектирование Филармонии на Эльбе [Elbphilharmonie] в Гамбурге, откликнувшись на приглашение Александра Герарда, американо-немецкого архитектора, урбаниста, инвестора и идейного вдохновителя этого проекта. Филармония стала альтернативой строительству медиацентра в старом порту Гамбурга, переживающего трансформацию в суперсовременный район Хафен-Сити (HafenCity, см. ПИ 6). Немалую роль в том, что город выбрал филармонию, сыграла поддержка тогдашнего бургомистра Оле фон Бойста.

Однако, несмотря на высокое покровительство, начатая в апреле 2007 года стройка все еще не завершена. Сначала срок сдачи объекта был назначен на осень 2010 года, затем на конец 2011-го, а потом дату снова отодвинули. Сегодня речь идет о 2017-м.

Филармония на Эльбе призвана разрешить сразу несколько проблем. Во-первых, она поможет оживить культурную жизнь Гамбурга. Существующий концертный зал, построенный в 1904-1908 годах архитекторами Мартином Халлером и Эмилем Меервайном, уже не может удовлетворить потребности горожан и гостей города. Хочется и расширить концертную программу, и увеличить число посетителей - требуются новые залы. Во-вторых, филармония станет своеобразным «магнитом», притягивающим жителей, туристов, художников в Хафен-Сити, который необходимо интегрировать в ткань Гамбурга. И, в-третьих, такой грандиозный проект значительно повысит престиж города.

При этом сумма, которую за работу получат архитекторы, достигла €94 млн.

Однако эпохальная для Гамбурга стройка обернулась незатухающим скандалом. Конкурс на поиск подрядчика был объявлен осенью 2006 года явно преждевременно - архитекторы еще не успели в деталях проработать проект и просчитать более менее точную смету. Выиграв тендер, компания Hochtief пообещала построить филармонию за €241 млн без учета возможных дополнительных работ. Смета, подсчитанная в самом начале лишь приблизительно, в связи с доработкой проекта вкупе с задержками строительства выросла к настоящему моменту в несколько раз - согласно апрельскому сообщению журнала Der Spiegel, до €789 млн 1. Это, естественно, действует на нервы добропорядочным немецким налогоплательщикам. К тому же городские власти и архитекторы долго не могли найти общий язык с компанией Hochtief, которую из-за любви к волоките в шутку называют юридической фирмой с небольшим строительным отделом.

А ведь в помыслах архитекторов не было ничего предосудительного - по словам Жака Херцога и Пьера де Мерона, они намеревались подарить Гамбургу новый символ и построить что-то экстраординарное, до сих пор невиданное. На берегу Эльбы должно появиться стеклянное здание с волнообразной крышей, сияющее в ночном небе. Однако изменения вносились архитекторами в проект по ходу дела, в связи с чем генподрядчик Hochtief выставлял городу все новые и новые требования по компенсации дополнительных работ. Это привело к взрывному росту расходов, в котором архитекторы обвиняли генподрядчика, а тот-наоборот, генпроектиров- щиков. В октябре 2011 года отношения Hochtief с архитекторами, и прежде сложные, обострились до того, что с подачи подрядчика строительство было приостановлено. Hochtief высказал сомнения относительно безопасности конструкций крыши. Однако весной прошлого года статику проверили специалисты из городской комиссии, стройке дали зеленый свет, и рабочие вернулись на площадку.

Последние несколько лет заинтересованные стороны - город, архитекторы и генподрядчик- в ходе напряженных переговоров пытались выработать приемлемую схему взаимодействия. Согласно договоренностям, достигнутым в декабре 2012 года, общая стоимость проекта была зафиксирована в размере €575 млн, а сдача здания намечена на июль 2016 года. Hochtief согласился нести больше ответственности - в том числе руководить работой генпроектировщиков. Город получил заверения относительно затрат и сроков, а также правовые гарантии. В феврале этого года стороны уже сошлись на том, что Hochtief сдаст объект в октябре 201 б года, но откажется от выплат за внесение изменений в проект. Во избежание юридических проволочек город и генподрядчик произведут взаимозачет финансовых претензий. Кроме того, Hochtief взял на себя ответственность за проектные и строительные риски. Договорились также о том, что генподрядчик будет учитывать все замечания относительно качества работ, сделанные со стороны Herzog & de Meuron в порядке авторского надзора, а также обязуется исполнять все указания специалиста-акустика, касающиеся работ в концертном зале.

19 июня 2013 года парламент Гамбурга одобрил новые договоренности сторон относительно стройки. Ведущая фракция - Социал-демократической партии Германии - единогласно проголосовала «за», а вот оппозиция в лице Христианско-демократического союза , фракций зеленых и левых проголосовала против новых условий, фракция Свободой демократической партии Германии воздержалась. По сообщению журнала Der Spiegel, больше всего оппозиционные партии возмущены тем, что Hochtief получит от города дополнительные €195 млн, причем «одному только бургомистру известно, за что». Кроме того, по мнению оппозиции, руководство города ведет себя непоследовательно. До декабря прошлого года мэрия угрожала Hochtief полным разрывом отношений и завершением строительства в одиночку, а теперь соглашается на продолжение сотрудничества, да еще идет на выплату генподрядчику такой огромной суммы. Несмотря на то, что в соглашении зафиксирована окончательная стоимость проекта - €789 млн, - критики проекта уверены, что дополнительных расходов сверх этой суммы не избежать. Тем не менее достигнутое соглашение позволяет надеяться на то, что филармония будет готова принять первых посетителей весной 2017 года.

Elbtraum - игра слов на основе составных немецких слов: Alptraum - кошмарный сон и названия филармонии - Elbphilharmonie, Филармония на Эльбе.

В прошлом году Херцог и де Мерон представили этот эпичный долгострой, который в одной статье назвали «Кошмаром на Эльбе»2, на XIII Венецианской биеннале архитектуры. За десять лет накопился целый архив публикаций, посвященных филармонии и всем неурядицам, сопровождавшим разработку проекта и процесс строительства. Именно газетные вырезки и стали предметом экспозиции в венецианском Арсенале. Herzog & de Meuron как бы отошли в сторону и предоставили посетителям биеннале возможность ознакомиться с беспристрастной хроникой событий. Ее вели не только гамбургские издания вроде Hamburger Abendblatt, но и общегерманская пресса - Die Zeit, Die Welt, Tageszeitung, FT Deutschland, Bild, Handelszeitung.

Среди почти сотни статей и заметок выделяются три интервью архитекторов, данные в 2005, 2010 и 2011 годах. По ним можно построить, образно говоря, синусоиду реализации проекта - от оптимизма в предвкушении закладки первого камня до недоумения и полной неопределенности в момент остановки строительства. Но, кроме этого, в интервью журналистам Жак Херцог и Пьер де Мерон продемонстрировали свой железный характер, непреклонность и уверенность в правильности своего замысла.