Задача этой книги — представить основные стили декоративного искусства за 500-летний период. Попытка обозреть столь гигантское пространство, как континентальная Европа, Британия и Америка, и проследить развитие стилей от Ренессанса до Постмодернизма кажется немыслимой. Однако ценность проекта заключается в широте обзора, представлении истории дизайна с его неудачами и успехами, столкновением различных направлений, их влиянием на развитие декора интерьера: мебели, керамики, стекла, металла и ткани. Книга служит практическим путеводителем по стилям дизайна; основной упор делается на мотив и форму, так как именно по форме и мотиву орнамента отличают один стиль от другого. Как текст, так и иллюстрации помогут наблюдать за изменениями в моде и вкусах, манере и технике, следить за появлением новых материалов, анализировать факторы, воздействующие на художника.

“Элементы дизайна” выходит вслед за книгой “Элементы стиля”, доказавшей за двенадцать лет своего существования безусловный интерес публики к стилям и деталям архитектуры Британии и США. Если в “Элементах стиля” рассказывается о фурнитуре и отделке внешнего облика жилых зданий, то “Элементы дизайна” посвящены фурнитуре и декору внутренних помещений. Сочетание архитектуры и внутреннего убранства домов делает более полным впечатление о времени их создания.

Охватывая ранний и поздний периоды, мы показываем, как прошлое существенно повлияло на дизайн и продолжает проявляться в новых работах. Например, ранний Неоклассицизм 19-го века подражает Барокко, что видно по контрастам светотени и по грандиозности замыслов; призраки натурализма Рококо 18-го века оживают в Арт Нуво 1890-х годов, а четкость стиля Бидермейер вновь возникает в Арт Деко 1920-х. Иногда, правда, какой-нибудь исключительно талантливый дизайнер вдруг поразит оригинальностью, но если копнуть поглубже, непременно проглянет влияние того или иного периода. Поиски нового дизайна всегда связаны с изучением истории. Изменения во вкусах к 19-му веку, главным образом объясняются увеличением коммерческого оборота и импульсом, который был дан обеспеченными людьми. В 17-м и 18-м веках процесс распространения новых идей в декоративном искусстве шел медленно, в основном посредством гравюр и узоров, напечатанных в книгах. Начиная с 19 го века и далее значительную роль в коммерческом продвижении новаций играют выставки.

Мы намеренно уделяем особое внимание стилям 20-го века, так как они зачастую рассматриваются вне связи с ранними эпохами. Временные отрезки возрастают к концу книги: так, первые главы вмещают длинные промежутки времени, где доминирует стиль Барокко или Неоклассицизм, тогда как главы о 20-м веке, разбиты на двадцатилетние и даже десятилетние периоды.

В первых главах внимание фокусируется на примерах декора императорских или аристократических дворцов. Это неизбежно, поскольку они являются самыми яркими образцами стиля своего времени; люди низшего сословия приобретали, как правило, бросовые, вышедшие из моды вещи. Еще совсем недавно стиль гуру вдруг полюбился элитным домам и напугал всех своей роскошью, со временем он вошел в массы. Многие предметы и сегодня могут показаться современными, хотя они считались авангардными много десятилетий назад.

В разное время люди предпочитают определенный декоративный стиль. Знание исторической эпохи, знакомство с работами художников-оформите- лей способствует правильному выбору.

Дизайнерский стиль некоторых изделий кажется уродливым, перегруженным деталями, нелепым по пропорциям или непрактичным; стиль других привлекает красотой; есть предметы, радующие глаз и поражающие своей бесполезностью. Яркий афоризм Уильяма Морриса: “Не держите в доме ничего, что не считаете красивым или не знаете его предназначения” — грешит субъективизмом. Каждый читатель найдет в книге любимый период или стиль. Показывая, как стили определенного периода входят в обиход, мы стараемся дать наиболее точные и наглядные образцы.

Изучение дизайна в его исторических периодах полезно практикующим дизайнерам и декораторам, а также студентам, изучающим историю искусства. Книга может служить также ссылочным руководством для коллекционеров. Хорошее знание деталей, формы и рисунка способствует расширению кругозора, независимо от того, каким ремеслом Вы занимаетесь или увлекаетесь.

Каждая глава рассказывает об определенном дизайнерском стиле. Главы начинаются с общего вступления и структурированы следующим образом: мебель, керамика, стекло, металл и ткани. Подобное изложение позволяет сосредоточиться на стилях различных стран, групп и техник. Мы включили в книгу глоссарий, чтобы читатель имел возможность быстро получить необходимую справку; список альбомов с образцами и другими книгами по основным стилям, упоминаемым в тексте.