Захватывая города Италии, герцоги устанавливают переходящую по наследству власть и начинают использовать искусство для укрепления собственного богатства, величия и положения. Правители воздвигают монументы, возводят дворцы, приглашают художников работать при дворе и строят новые мануфактуры.

В классических скульптурных мастерских в основном копируются орнаменты с завитками из листьев, фестонами, гирляндами и мотивом канделябров. Последние имеют форму вертикально поднимающейся из вазы или столика листвы. Донателло (1386-1466) обыграл различные комбинации этого классического рисунка в галереи для хора Флорентийского собора (1433-39). В конце 15-го столетия в декорировании интерьера, мебели, предметов из керамики, стекла и металлов доминируют орнаментальные мотивы.

В Венеции, тесно связанной с арабскими странами, господствует другая тема. Орнаменты с геометрическим узором, плетенками, иногда со стилизованным лиственным мотивом очень подходили для оформления книжных переплетов, металлических изделий и росписи тканей. В 1520-х годах в Венеции появляются книги, украшенные мавританскими мотивами, а в 1530 году Франческо Пеллегрино публикует очень важный труд “La Fleur de la Science de Pourtraicture”.

Архитекторы на раскопках римских зданий изучают принципы классического рисунка. Преобладают два подхода к концепции allantica (в духе древнего мира): Бра- манте (1444-1514) и Рафаэль (1483-1520) декорируют фасады и внутреннее убранство палаццо в Риме, используя детально изученный опыт римских мастеров архитектуры; Витрувий напрочь отвергает его. Художники создают гармоничные, совершенные по соразмерности произведения искусства, такие как Палаццо Каприни (Браманте. ок. 1510) или Палаццо Бранконе деллАкила (Рафаэль, ок. 1520); убранство базируется на классических пропорциях и повторах однотипных блоков.



Рафаэлевская роспись Брамантской Лоджии в Ватикане (1516-17) напоминает роспись римских интерьеров, о которой художники Ренессанса узнали благодаря раскопкам Золотого Дома Нерона. Это вызвало появление термина “гротескная” живопись, так как найдена она в подземных гротах. Гротескный орнамент включает изображения мифологических животных, фавнов, сатиров и масок. Изображения связывались между собой и обрамлялись узорами с лентами и гирляндами. Подобный орнамент давал преимущества над мотивом канделябра, поскольку он не ограничивался вертикальным построением, а мог развиваться в любом направлении и годился для любой поверхности.

В 1519 году Рафаэль воздает похвалу стилю; тридцать лет спустя художник, архитектор и биограф Джорджо Вазари (1411-74) в книге “Жизнеописание живописцев” (1550) подчеркивает, что стиль являлся основной составляющей искусства тех времен. Элегантность и затейливость в сочетании с виртуозностью отличает искусство 16-го века, в этом художники Ренессанса превзошли предыдущие поколения, даже римлян. Джулио Романо (ок. 1499-1546), самый известный из учеников Рафаэля, не только сравнялся, но превзошел античных художников по воображению и мастерству. В тот же самый период Микеланджело (1475-1564) повел классическую архитектуру и скульптуру по другому пути. Декор становится выразительнее и необычнее, создается более насыщенная по своей тематике роспись. Эти характеристики определяют то, что известно как Маньеризм. Посвященная публика старалась вникнуть в принципы построения произведений и восхищалась изощренностью, с которой художники выражали свои амбиции

Признание взглядов итальянского Возрождения Европой объясняется желанием королей и герцогов показать свою индивидуальность и значимость; классические художники, работавшие в рамках средневековья, прославляют исключительно величие Бога. Новые идеи, возникшие сначала в Италии, были развиты гуманистами и писателями 15-го и 16-го веков и вскоре проникли в Европу. Скорость их распространения зависела от политического и экономического положения и честолюбия правителей, но к середине 16-го века классическая античность воспринимается уже лишь как часть традиционного декора. Книжная графика не сразу осваивает эту идеологию; до введения печатного пресса графика не могла развиваться столь скоро. Стоит сказать, что из-за политического изменения границ, перемещения войск, заключения альянсов по религиозным соображениям в Европе сложилась весьма любопытные взаимосвязи. Одновременно с товарообменом происходит обмен идеями, модой и пристрастиями. Однородность ренессансного декора стала результатом признания классического орнаментального словаря. Разнообразие ограничивалось слиянием ренессансных концепций с местными традициями.

Франция среди первых восприняла итальянский Ренессанс. После триумфального входа в Неаполь (1495) Карл VIII направляет во Францию двадцать два итальянских художника. Его последователь Франциск I, считавшийся истинным гуманистом, приглашает Леонардо да Винчи (1452-1519), Бенвенуто Челлини (1500-71), Франческо Приматиччо (1504-70) и Россо Фиорентино (1495- 1540) работать во дворце Фонтенбло. Здесь трудились также другие крупные живописцы и скульпторы из Италии. Убранство Фонтенбло (Приматиччо и Россо в 1530- 1547 гг.) привнесло во французское искусство итальянскую элегантность и своеобразие. Кроме того, в длинной галерее Франциска I использовались новые орнаментальные решения. Художники впервые применяют сочетание фресок и стуковых скульптурных обрамлений с ленточным плетением и завитками из материала, имитирующего металл, что получило название “переплетающийся орнамент”. Новый стиль, впервые возникший из итальянских картушей, во второй половине столетия входит в практику многих провинциальных художников-приклад- ников. В Нидерландах такие оформители, как Корнелис Флорис (1514-75), Корнелис Бос (работал в 1540-54) и Корнелис Матсис (работал в 1531-60), развивают форму гротескных фигур и воплощают ее в металле. Имевшие большой успех публикации Ханса Вредемана де Вриеса, переизданные сыном, утверждают переплетающийся орнамент, и к 17-му веку термин вошел в словарь прикладников северных стран: Нидерландов, Германии и Англии.


Фламандское и французское декоративное искусство служило источником подражания для художников Англии, особенно к концу века. Генрих VIII вводит в оформление интерьера итальянский ренессансный орнамент, а с прибытием иностранных художников, таких как итальянец Пьетро Торриджани и немец Ганс Гольбейн, его двор сравнялся с дворами европейских герцогов.

Англия становится прибежищем для многих художников, изгнанных из Нидерландов и Франции, которые владели мотивами Ренессанса и новой техникой. Иностранные специалисты по обработке серебра, росписи тканей, краснодеревщики полностью преобразуют эти ремесла в Лондоне, Норидже и Кентербери, чем вызывают гнев английских гильдий, однако иностранцы находятся под защитой короны.