Интерьеры 15-го столетия еще не заполнены мебелью. Основной вид — cassoni (сундуки) и стулья. Главными предметами обстановки служат кровать, пышно увешенная шелками и вышивкой, и подобранный к ней сундук, который нередко приносился в дар новобрачным. Большое значение придается красиво декорированным бюро. Они украшаются в технике intarsia, очень развитой в Италии: плашки из цветного дерева или другого материала вставляются или вбиваются в основу.

В 16-м веке появляются разнообразные предметы мебели, пышным цветом расцветает ее декор, который тяготеет к помпезности. Несмотря на то что столовой мебели было достаточно, всегда стоял credenza (сервант) — архитектурное сооружение с выставленной напоказ дорогой посудой. Ведущие римские архитекторы, такие как Полидоро да Караваджо, Перино дель Вага, Джакомо да Виньола, в середине 16-го века применяют для разработки новых, экстравагантных форм декора античный орнамент. Скульптурные фигурные термы — опоры украшают столы и стулья Для работ Микеланджело характерны удлиненные фигуры, расположенные внутри или наверху картушей и придающие предмету элегантность. Предпочтение отдается ореху, окрашенному или позолоченному, он хорошо поддается тонкой резьбе. Понятие о стиле в гротескном орнаменте интерпретируется очень широко. Используются различные комбинации с арабесками, популярными в декоративном искусстве Венеции и северных городов.

Папа Юлий V привил вкус к порфиру, который применялся при декорировании Виллы Джулиа (начало 1551), что было скопировано Козимо I для флорентийского Палаццо Веккио (1555-65). Римский опыт положил начало употреблению pietre dure (камня твердой породы) и мрамора для столешниц. Мода зародилась в Риме в середине 16-го века, благодаря семье Фарнезина, а в 1558 году Франческо де Медичи строит во Флоренции мастерскую по обработке камней твердой породы. Первые узоры были геометрическими и стилизованными, но к концу столетия флорентийская орнаменталистика становится более натуралистичной.