По приглашению Франциска I итальянские художники работали в Фонтенбло, возможно, по этой причине французские мебельщики так умело подражали итальянцам. Некоторые типы мебели более раннего периода еще находились в пользовании, например dressoir (сервант) и armoire (шкаф). В самых ранних сохраняется прежняя форма, но декор меняется со средневекового мотива — с вертикально вытянутыми панелями — на новый, ренессансный. Появляются медальоны с классическими портретами и канделябры. Приблизительно после 1550 года формы видоизменяются, в декор включаются новые античные мотивы и скульптурные композиции. Во Франции бюро приобретает совершенно индивидуальный стиль. Поскольку оно было переносное, его устанавливали на низкий двухдверный шкаф. Двойной шкаф — один из типичных примеров французской мебели. Рисунки Жака Андруе Дюсерсо (1515-84) предлагают множество вариантов бюро и шкафов из ореха с мраморными прямоугольными вставками.

Испания не переняла итальянскую традицию, там работают арабские и мавританские ремесленники и, естественно, используют арабески и мавританские узоры. Оба типа мебельного декора опираются на классическую антику, но развиваются в традициях замысловатого линейного рисунка: мелкие кусочки слоновой кости инкрустируются в мощную основу.

Типичный испанский стул во второй половине 16-го века обретает форму стандартного кресла, распространенного по всей Европе. Прежде это была простая деревянная конструкция с кожаной полоской на спинке и сиденье, со временем обивка стала мягкой, а затем перешла и на подлокотники. Другим типично испанским предметом мебели была papeleira (бюро), к 19-му веку получившая название vargueno.

В Северной Европе крупным художественным центром был Антверпен. Художник Ханс Вредеман де Вриес (1526-1604) комбинирует французские и итальянские мотивы с геометрическим узором, составленным из восьмиугольников, квадратов и прямоугольников. Шкафы и сундуки украшаются фигурными термами, столы отличаются толстыми выпуклыми ножками. Для фламандцев характерно инкрустирование дуба кусочками привозного эбенового дерева, свидетельство того, что Антверпен был важным торговым городом.

Художники Германии, часто посещавшие Италию, среди первых осваивают идеи Ренессанса и применяют их в производстве мебели. К середине 16-го века они уже используют классические мотивы и объемное скульптурное изображение. Краснодеревщики Аугсбурга декорируют бюро инкрустацией, нередко сажают их на двухдверные шкафчики и украшают сюжетом погребения в технике маркетри или набором в один слой. Надо отметить, что Германия внесла большой вклад в развитие искусства маркетри.

Основными предметами германской мебели были шкафы и сундуки. Позднее эти предметы мебели декорируются архитектурным узором с волютами, шипами и переплетающимся орнаментом в маньеристском духе, скопированным из книг с образцами. Эти формы продолжают существовать и в следующем столетии; они не меняются из-за консерватизма и бедности профессиональных гильдий.

В Англии средневековые традиции тоже сохраняются вплоть до 16-го века. Во второй половине столетия огромный зал остается центром притяжения людей из общества, столы составляются вместе, устраиваются колоссальные пиршества, лишние скамьи убираются. Кресла обычно делаются с деревянными сиденьями, резными спинками и обточенными ножками. Прибавим к этому стулья, также с обточенными ножками, и получим общую картину господствующей формы. Дуб у мебельщиков занимает первое место, часто его украшают росписью. Декор сводится к стилизованным геометрическим узорам, мотивам драгоценных камней и переплетающемуся орнаменту. Новацией к концу века явилось использование орнаментов из французских и фламандских альбомов: геральдические животные, фигурные термы, кубки, книжные переплеты. Германские краснодеревщики работавшие в Соутварке, Лондон, вводят в моду маркетри, эта техника применяется при декорировании сундуков для замков и бельведеров; такие сундуки стали называться 4 Nonsuch.