В 16-м веке в производстве керамики доминирует итальянская майолика. Майолика представляет собой изделия из цветной обоженной глины покрытой глазурью, приглушенной окисью олова, это делает белую гладкую поверхность пригодной для росписи. Термин сначала относился к тонко расписанным люстровым изделиям 15-го века, ввозимым в Италию из южной части Испании, с Майорки. Дорогая люстровая керамика чаще всего заказывалась итальянской знатью, что способствовало повышению статуса гончарного искусства. Позднее техника распространилась по всей Европе, термин стал означать итальянские керамические изделия, глазурованные с применением окиси олова, независимо от того, люстровые они или нет. Эта техника имела и другие названия, о чем будет сказано далее.

Роспись итальянской майолики отличается узорами с геральдическими изображениями и стилизованными дубовыми листьями; она делалась густым синим кобальтом. В этот период пигмент наносился непосредственно на сырую глазурь, затем изделие подвергалось обжигу.

Синий пигмент готовился из кобальта, зеленый — из меди, желтый — из сурьмы, пурпурный — из марганца, оранжевый — из железа. Популярными мотивами ранней цветной керамики становятся стилизованные павлиньи перья и портреты в круглых рамках. Для позднего Ренессанса характерны мотивы, заимствованные из античных монет и медалей, они использовались во всех видах прикладного искусства.

Большой интерес к античности, возникший в 16-м веке, отразился и на печатной продукции: это повысило роль графики. Художников вдохновляет идея создания “картинообразного украшения”, то есть роспись библейских и мифологических сюжетов. Стиль получил название istoriato. Как только начала применяться такая роспись и появилась возможность демонстрировать и коллекционировать, от знатных патронов стали поступать заказы. У художников-керамистов вызывали наибольший интерес два источника: “Метаморфозы” Овидия, опубликованные в 1497 году, и гравюры Маркантонио Раймонди (ок. 1480-ок. 1534) по картинам Рафаэля.

В некоторых случаях, художники брали образы из разных гравюр и составляли из них композиции.

Еще одним источником сюжетов была настенная живопись, обнаруженная в Золотом Доме Нерона в 1488 году. Гротескный стиль живописи с изображением фантастических существ и страшных монстров, окаймленных причудливым растительным орнаментом, используется многими художниками и декораторами. Самый известный пример — роспись Рафаэлем Лоджий в Ватиканском дворце (1518-19), после чего этот орнамент прочно вошел во все другие виды декоративного искусства. Такие мотивы allantica, как трофеи, листья лавра, путти, сочетались с арабесками из орнаменталистики исламского искусства.

Техника нанесения металлического блеска (люстри- рование) зародилась в Южной Испании, а в 16-м веке она вошла в практику мастерских Деруты и Губбио. Окись серебра или меди, добавленная при двойном обжиге гончарных изделий и повторном обжиге при низкой температуре, под действием дыма придавала поверхности глянцевый блеск. Люстрировали обычно большие блюда, декорированные женским портретом с какой-либо над писью на свитке: “сорре amatorie” (блюдо любви). Их также называли блюда belle donne (прекрасные дамы) и дарили в день помолвки.

В середине столетия мода стала отходить от исторического декора. На это указывает два фактора: во-первых, в Фаэнце начали производить изделия с узором на белом поле и со скупой палитрой цветов — compendiario; во- вторых, в Урбино вновь появился гротескный узор на бе лом фоне, явно под влиянием работ Рафаэля.

В узорах майолики применяются различные типы ренессансного орнамента, и это отражено в “Трех книгах о гончарном искусстве” Чиприано Пиколпассо около 1557 года. Он включил узор alia porcellano, свидетельство того, как велико было влияние сине-белого китайского фарфора на европейский декор.

В 16 м столетии итальянские гончары, работая во Франции, Испании и Нидерландах, вводят технику майолики и способствуют установлению новой для гончарного дела традиции. Декор произведенных там изделий зачастую трудно отличить от итальянского. Типичные ренессансные мотивы включали лица в профиль, библейские и мифлогические сюжеты, трактованные в манере istoriato. Постепенно в каждой стране вырабатывается свой стиль, о чем будет сказано в следующей главе.

Больше всего выделяются работы французского мастера Бернара Палисси (1510-90), который изобрел прозрачные полихромные глазури. Он изготавливал демонстрационные блюда с рельефной лепкой мифологических фигур, скопированных из печатных изданий, предметы из рустованной терракоты, миски и тарелки с вылепленными лягушками, ящерицами, ракообразными, раковинами, скалами в окружении водной среды. Последние элементы все еще можно увидеть от Италии до Франции в изделиях из металла, они представляют большой интерес для украшения парковых гротов. Стиль Палисси пережил 17-й век и вновь вошел в моду в 19-м.

Орнаменты, присущие Ренессансу, с закрученными ленточками, переплетающимися узорами и арабесками, которые копировались с гравюр и изделий из металла, встречаются в керамике нежно-кремового цвета с лепным, штампованным или инкрустированным декором. Эти изделия, известные как Saint-Porchaire, производились во Франции примерно в 1525-70 годах. Тонкой работы кувшины, подсвечники, солонки отражают вкус французского двора.

Иной тип техники в гончарном искусстве 16-го века представляет германская солевая глазурь. После высокотемпературного обжига стеклообразные изделия становятся водонепроницаемыми и могут служить посудой для вина и напитков. Кувшины из кельнской керамики выделяются чистой золотисто-коричневой глазурью и выпуклыми боками с лепными маскаронами, называемыми Bartmannknig. В некоторых местах производят бледно-серые изделия, частично облитые синей глазурью с кобальтом. Декор с переплетающимся орнаментом, геральдическим мотивом и профилями вырезался или лепился. Тип декора сохраняется и в 17-м веке.