В период позднего средневековья и раннего Ренессанса Венеция была могущественным торговым государством. Уже с 12-го века здесь процветают искусства; на крошечном островке Мурано производство художественного стекла достигло такого прогресса, что это вызывает зависть у правителей других стран. Стеклоделие очень хорошо организовано и регулируется Гильдией Стеклодувов. Успех обеспечивается строгим контролем качества, внедрением новых технологий и охраной торговой тайны; кроме того, благодаря хорошо развитому торговому флоту Венецианской Республики, на рынке сложились прекрасные условия.

Значительный технический прогресс наблюдается в производстве бесцветного, исключительно чистого стекла. Из-за сходства с горным хрусталем его назвали cristallo. Впервые оно изготовлено примерно в 1450 году, и авторство приписывается Анжело Баровьеру. Cristallo стало синонимом термина “венецианское стекло”, что понималось как сочетание наивысшей чистоты и прозрачности с пластичностью.

Секреты технологии дутья и новых форм передаются из рук в руки. Формы обычно делаются из других материалов, чаще всего металла или керамики. Готические линии, распространенные еще в 16-м столетии, постепенно заменяются классическими, обтекаемыми, более свойственными Ренессансу (рис. 4 и 6).

Что касается техники декора, венецианские мастера применяют все: и новинки, и опять вошедшие в моду романскую и византийскую техники, и технику Ближнего Востока.

Самой распространенной у венецианцев была"горячая” техника, при которой декорирование составляет часть процесса изготовления стеклянного изделия и завершается в печи для отжига, когда мастер придает предмету окончательную форму. Стеклодувы Венеции для создания ребристого узора применяли метод погружения.

Чтобы получить изящный, пластичный рисунок, изделие обрабатывается дополнительно: отдельные детали накладываются на горячее стекло, что позволяет “одеть” его в замысловатый орнамент.

Венеция специализируется на декоре стекла, который является его составной частью. Стекло calcedonio похоже на мрамор, что достигается сложным процессом смешивания стекла разных цветов и соответствующей обработки. Изобретенное примерно в 1460 году оно напоминает полудрагоценный камень агат или халцедон, от которого пошло его имя.

Для получения стекла millcflori (тысяча цветов) пузырь горячего бесцветного стекла из стеклодувной трубки прокатывают по гладкой доске, на которой беспорядочно рассеяны кусочки разноцветного стекла. Они прилипают к поверхности пузыря и их закатывают в поверхность, пока она не сделается ровной, после чего пузырь раздувают и придают ему нужную форму. В результате получается эффект ярких узорных вкраплений в чистом бесцветном стекле. Техника изготовления “тысячи цветов” и халцедонового стекла считается сложной. Более широко используется горячая техника для филигранного стекла: тонкие матовые полоски крепятся к бесцветному стеклу; получившееся стекло может иметь простой полосатый узор (fili) или, при усложненном варианте, узор с закрученными полосками (ritorti). Результат достигается комбинированием с фигурными формами.

В холодных способах декор наносится на готовое стекло. Гравирование алмазной иглой подразумевает нанесение рисунка на поверхность стекла острым кусочком алмаза. Это может быть орнамент с арабесками или гротесками, сделанный контуром и заштрихованный параллельными линиями. Холодный реверсивный рисунок выполняется на тарелках и блюдах; узор получается детальный, но он почти не защищен от царапин и сколов.

Поверхность изделий покрывается эмалью, сделанной из пигментов на основе стеклянной массы. Узор наносится на поверхность до тех пор, пока стекло и эмали остаются мягкими и плавкими, путем легкого разогрева декорируемого предмета и повторным помещением его в печь. Грубая эмалевая паста позволяет делать лишь простой рисунок, и была пригодна для несложных узоров. Иногда к поверхности приклеивался золотой лист и отжигался вместе с эмалью.

С ростом престижа венецианского стекла увеличивается число заказов; герцоги из других стран стремятся открыть собственное производство этого роскошного стекла. Венецианские стеклодувные мастерские делают все возможное, чтобы держать технологию в тайне, но их мастеров переманивают за границу. К концу 16-го века муранские стеклодувы зажгли свои печи в нескольких странах к северу от Альп. Они стараются производить стекло на манер венецианского, такое же, какое они делали на родине, и часто трудно отличить их продукцию от муранской.

Мастерские Зольбад Халля, Тироль, Австрия, среди первых перенимают венецианский стиль дутья. Некоторые изделия приписываются им лишь потому, что на них стоит соответствующий герб. Тирольские мастерские специализируются на холодной росписи, хотя форма их изделий остается чисто венецианской.

В северной части Европы одним из главных производителей венецианского стекла стал Антверпен. Многие стеклодувы прибыли из Венеции. Тем не менее развиваются и местные стили, особенно в 17-м веке.

Из Антверпена венецианские мастера рассеялись по другим странам. Итальянец Джакомо Верцелини (1522- 1606) перебрался в Лондон. Ему приписывают несколько изумительных по изяществу стеклянных изделий 1580-х годов. Гравировка выполнена в Лондоне французом Антони де Лизлом. Мастера конкурирующего Стеклодувного Цеха из Альтаре, северо-восток Италии, начинают ра ботать в венецианском стиле во Франции. Они создают совершенно другие, обычно угловатые модели и более фигуративный эмалевый орнамент.

В Испании сильны местные традиции, влияние венецианцев было незначительным. Стекло, как правило, медового цвета. Когда в первой четверти 16-го столетия эмали вышли из моды даже у стеклодувов Венеции, испанцы все еще продолжают применять и совершенствовать эту технику, включая в орнамент мотив ярко-зеленых листьев и стилизованные фигуры животных.

В обширных лесах Центральной и Северной Европы, начиная с позднего средневековья, в стеклодувном деле развивается иной стиль. Леса обеспечивали топливом стеклодувные мастерские, и они перемещались к новым местам, очищая их от растительности. Больше всего используется местное сырье: зола бука и папоротника. Из-за высокого уровня содержания окислов железа, употребляемых в производстве, стекло получается необычного зеленоватого цвета. Оно известно под названием Waldglas (лесное стекло).

Лесные стеклодувные мастерские производят в основном однотипную посуду для вина и пива. Большая часть изделий имеет форму конусообразного или бочкообразного стакана, иногда с ободком внизу, чаще всего сделанным при помощи металлических зажимов. Посуда украшается “леденцами”, или каплями, создающими регулярный узор.

Распространенным типом посуды для питья 15-го и 16-го веков были так называемые Maigelen (бочкообразные бокалы с мотивом пчелиных сот или граненые).

В 16-м веке внедряют модели, берущие начало от бочкообразных стаканов с “леденцами”. Krautstrunk (кочерыжка) представляет собой толстостенный стакан, украшенный как бы вытянутыми пинцетом удлиненными “леденцами”. Изготавливается сше одна разновидность — Berkemeyer, стаканы с короткой ножкой и относительно цилиндрическим, состоящим из двух частей туловом. которое вверху загибается внутрь.