Барокко — стиль искусства и архитектуры, появившийся в Риме в конце 16-го века, однако чаще его относят к искусству 17-го века различных стран. Этот стиль был призван, прежде всего, утверждать красоту Римской Католической Церкви с целью противостояния Реформации. Постепенно наиболее ярко Барокко проявляется во Франции, которая в первой половине 17-го века начинает процветать, причем здесь этот стиль служит для прославления абсолютной монархии.

Покровительство, как религиозное, так и королевское, по-прежнему играет значительную роль в 17-м веке, но оно не ограничивается только Церковью и могущественными монархами. Богатые и влиятельные коммерсанты Голландии приобретают вкус к роскоши, поэтому их влияние на развитие искусства не следует игнорировать. Обычно не так просто четко определить характерные черты того или иного стиля и не все предметы, которые мы будем рассматривать, можно отнести к истинно барочным произведениям, но они отражают тенденции, которые проявлялись в то время в архитектуре, живописи и скульптуре.

В Барокко прослеживается преклонение перед античной классикой, особенно перед величием и монументальностью римской архитектуры, что заметно в храмах и дворцах 17-го века. Залы государственных заседаний расписаны монументальными классическими сценами из жизни богов, украшены античной скульптурой. В декоративном искусстве также появляются скульптурные и архитектурные детали, связанные с античностью, размеры орнамента увеличиваются. Преобладают четкие и массивные формы, богатые цветовые контрасты, часто используются дорогие экзотические материалы.

Общее впечатление, создаваемое интерьером итальянского Барокко, — мощь, роскошь и театральность, французские же интерьеры, будучи такими же масштабными и великолепными, склонны к большей уравновешенности и упорядоченности.

Эффекты освещения стали еще одной особенностью декоративного искусства, что очень хорошо видно в натюрмортах голландцев, а также в использовании зеркал в сочетании с отражающими поверхностями в интерьере. Интерес к движению находит свое воплощение, к примеру, в подставках, имеющих форму крученых колонн. Нелинейные формы и игра света на волнообразной поверхности также характерны для Барокко.


Интерес к свету и движению можно наблюдать в процессе становления Аурикулярного стиля в начале 17-го века в изделиях голландского серебра. Названному так из-за сходства с человеческим ухом, этому стилю характерны абстрактные, плотные формы и эффекты волнующейся воды, иногда странные чудовища.

Начинает доминировать фантастический орнамент, столь модный во второй половине 16-го века. Игра света на волнистых поверхностях серебра создает впечатление причудливой деформации металла, как бы в процессе плавки. Аурикулярный орнамент в основном используется в голландских изделиях из серебра, хотя иногда он появляется в предметах мебели и очень редко в керамике и тканях.

Установление оживленной торговли со странами Дальнего Востока — другой ключевой момент в развитии декоративного искусства 17-го века. Многочисленные торговые фирмы стали поставлять на европейский рынок изделия из лака, фарфора, шелка, что способствовало формированию вкуса к экзотике. Товар был дорог и доступен только богачам, но спрос был настолько велик, что стали производиться дешевые подделки лаковых изделий и бело-синего фарфора в европейских странах.

ьначале они были достаточно близки к восточным прототипам, но постепенно создатели, сохраняя экзотический налет, все больше и больше отходят от оригинала и создают стиль, названный "шинуазери".

Поскольку европейские знания о Дальнем Востоке были весьма приблизительны, художникам-декораторам приходилось использовать свою фантазию в тематике декорирования.

За этим последовало дальнейшее раскрепощение выразительности, которое создало фантастический, полный находок лексикон декора, оказавший огромное влияние на развитие декоративного искусства в 17-м и 18-м веках. Видоизменившись, изделия из бело-синего фарфора начинают приобретать традиционные европейские формы.

В это время широко распространенным элементом в декоративном искусстве являются цветы. В Европу завозятся новые виды растений, создаются ботанические сады и растет благосостояние опытных садовников. Следствием становится не только мода на показ срезанных цветов и создание новых форм цветочных ваз, но и стремительное обогащение художников и декораторов новыми мотивами.

В первой половине века торговля луковицами тюльпанов достигает своего пика, тюльпаны изображаются тщательно прописанными или стилизованными, их гравируют на серебре, они появляются на тканях и предметах мебели, украшенных маркетри, их рисуют на керамических изделиях.

Другим заимствованным из природы и античности мотивом становится акант. Впрочем, он употребляется намного чаще другого лиственного орнамента, не ассоциируясь ни с какой специфической эпохой. Зазубренные раздельные листья аканта появляются среди архитектурных деталей в любой области декоративного искусства, превратившись в доминирующий мотив декора в стиле Барокко.

В последней четверти века преобладает более строгий и формальный стиль “Барочного классицизма”, принятый французским двором и проявившийся в произведениях французских художников-декораторов и оформителей.

Работы таких декораторов широко распространены в виде отпечатков специально выгравированных досках с орнаментами, которые легко переводить в различные материалы. Они стали мощным источником вдохновения в декоративном искусстве начала 18-го века. Распространению куртуазного французского стиля способствует отмена Нантского эдикта (1685).

Согласно новым правилам французские гугеноты больше не могли занимать какую-либо правящую должность, результатом чего явилась массовая эмиграция многих тысяч протестантов из Франции в протестантские страны, такие как Голландия и Англия. Среди этих изгнанников было много талантливых декораторов и мастеров, принесших знания современного французского искусства.

Важным аспектом работы французских декораторов конца 17-го-начала 18-го вв. было возрождение гротескного орнамента. Он составлялся из усиков аканта, ламбрекенов, а также фантастических созданий, симметрично расположенных внутри тонко закрученных краев. Хотя эти мотивы начали встречаться в образцах 16 века, они становятся более утонченными и линейными, привнося новый элемент воздушной легкости и элегантности, во многом предсказывая стиль Рококо, который будет рассмотрен в следующей главе.