В 16-м веке итальянские гончары передают свое мастерство во Францию, Голландию и Англию, где такие предметы начинают называться фаянсом, дельфтским и английским фаянсом. Европа 17-го века продолжает производство глазурованной керамики, но она отходит от ренессансных мотивов и приобретает новые черты. В 1640 г. французские керамисты в Невере продолжают создавать выставочные тарелки в традиции istoriato, но предпочитают работы современных французских художников. Позднее французские декораторы обратятся к мелкомасштабным, повторяющимся узорам, навеянным печатными гравюрами. Эти симметричные, подобные кружеву, узоры, включающие сухие листья с ламбрекенами, стали типичными для французского декора 17-го века.

Привозной сине-белый китайский фарфор также оказал влияние на глазурованную керамику 17-го века: керамисты пытаются имитировать как материал, так и цвета, но видоизменяют форму и мотивы, приспосабливаясь к европейским вкусам. Огромные цветочные пирамиды становятся характерными для поздних голландских предметов эпохи Вильяма и Марии. В них сочетается любовь к сине-белому цвету с цветочными мотивами. Тюльпан становится излюбленным мотивом 17-го века, его изображают на английском фаянсе и керамических изделиях; специфика английской керамики — королевские портреты.

Глиняная посуда, как неглазурованная красная, подражающая китайской глине Йиксинг, так и с глазурью, очень распространена в 17-м веке. Особой разновидностью глазурованной посуды были предметы, сделанные в Вестервальде, в Германии, с печатным орнаментом, покрывающим всю поверхность, синий цвет достигается благодаря использованию кобальта и глазури. В Кельне продолжают производство коричневых бутылей, о которых будет рассказано в последней главе. Они поставлялись в Англию в 16-м веке, там их копировали, и лишь в 1672 г. Джон Дуайт (1635-1703) получает патент в Лондоне. Дуайт работает и с красной глиной, а пытаясь раскрыть секрет фарфора, создает изысканную глазурованную белую глину, которая используется для изготовления столовой посуды, бюстов и фигур в стиле Барокко.