В 17-м веке стекло становится общедоступным. Прозрачное стекло, использующее более дешевые материалы и простые формы, производится еще в больших количествах.

При этом богатых покупателей интересуют предметы оригинальных форм со сложнейшими украшениями. Венецианское стекло успешно имитируется почти во всей Северной и Центральной Европе.

В Нидерландах высокие бокалы со сложными ножками в форме морских змей отвечали барочным запросам показной роскоши. Их использовали для специальных случаев, поэтому их сохранилось совсем немного. Подобные предметы делают в Германии и Богемии.

Венецианское стекло успешно имитируется во многих северных странах, а производство Мурано отличают еще более усложненные формы и специальные эффекты. Например, традиционному халцедоновому стеклу (calcedonio) придавался эффект золотистых авантюриновых блесток, получаемых добавлением медного порошка.

На флорентийской стеклянной мануфактуре, принадлежащей семье Медичи, где работали исключительно венецианцы, придворные мастера создают фантастические бокалы и предметы для украшения центра стола во время роскошных приемов.

1700 г. стал “лебединой” песней венецианского стекла, когда мода на сверхтонкое стекло элегантных и усложненных форм уступает во всей Европе более солидному стилю. В этот период стеклодувы Мурано создают свои самые сложные произведения.

Парадные бокалы сочетают дутое филигранное стекло с сеткой (reticello) сложнейшего узора, изобилующего деталями из плавленого стекла, зачастую целых букетов цветов.

Датский король Фредерик IV, посетивший в 1708- 09 годах. Венецию, получает в дар огромное количество подобного стекла. Большую часть этих предметов можно видеть в специальной комнате в замке Розенборга в Копенгагене.

Гравировка по стеклу, осуществляемая при помощи быстро вращающихся медных кругов, на которые наносился абразив, впервые использована при императорском дворе в Праге. Каспар Леманн (1565-1622), работавший там как гравировщик гемм и хрусталя, считается, первым использовавшим эту технику на стекле приблизительно в 1600 г. Декор вырезается на стекле, создавая матовое негативное изображение на фоне неукрашенных частей поверхности.

Ученик Леманна, Георг Шванхардт, перенес круговую гравировку в Нюрнберг; там эта техника процветает в течение всего 17-го века. Высокие бокалы с крышками в венецианском стиле украшаются детальными пейзажами и морскими видами, порой с аллегорическими сценами. Полностью всеми возможностями этой техники овладевают к концу столетия, когда создают новый состав стекла, позволяющий более плотную выдувку и соответственно создание более глубокого трехмерного декора.

В Потсдаме, около Берлина, под протекцией элек- тора Бранденбурга с 1674 г. работает стекольная мануфактура. Здесь знаменитый стекольщик Иоганн Кункель проводит свои опыты. Он получает темное рубиновое стекло, добавляя в исходный материал золотой порошок. Электор поручает гравировку знаменитейшим мастерам того времени — Мартину Винтеру (ум. 1702) и Готтфриду Шпиллеру (1663-1728). Они гравируют на массивных кубках с крышками и высоких чашах глубокого рельефа путти и виноградные гроздья.

В конце последней четверти 17-го века под покровительством дворов в Касселе (Гессен) и в Силезии появляются другие центры гравировки стекла. Брат Мартина Винтера. Фридрих, имеет стеклорезное производство в Хермсдорфе, круги приводятся в движение водой (Силезия), там он создает ряд прекрасных образцов барочного стекла. Оно выдувается очень толстым, вся поверхность покрывается резьбой, основной рисунок выше глубокого резного фона. Тип резьбы, известный как Hochshnitt, обращается к пышному асимметричному цветочному декору. Вскоре рисунок упрощается, но асимметрия и глубокая гравировка распространены в Силезии до 1750 г.

В Лондоне производство венецианского стекла налажено с конца 16-го в., но импорт из Венеции продолжается на протяжении 17-го в. С 1670 г. в Европе появляется спрос на более толстое и прочное стекло. Успешная попытка производства"особого вида стекла, напоминающего хрусталь" предпринята Георгом Равенскрофтом.

Приблизительно в 1677 г. он преодолевает начальные проблемы, связанные с хрупкостью стекла, добавив свинцовые окислы в исходный материал. В результате получено толстое бесцветное стекло, намного прозрачнее и чище предыдущего. Стекло Равенскрофта повторено в стекольных мастерских Британии, хотя стилистика предметов оставалась венецианской. Такое новое стекло обладало другими качествами при выдувании и резьбе. Оно дольше остывало и потому не годилось для детального декора. Квинтэссенция английского стиля зарождается в 1700 г., это простые формы, концентрирующие внимание на отражающих способностях чрезвычайно чистого свинцового стекла. У бокалов точеные резные ножки из плотного стекла.

В Голландии в 17-м в. гравировка стекла становится любимым видом искусства, им увлекаются состоятельные dilettanti. Алмазным наконечником наносится линейный декор, который на фоне блестящей поверхности стекла кажется матовым. Параллельно с геральдическими и аллегорическими темами популярны сценки праздников и выпивок. Каллиграфический декор особенно подходит для изогнутых поверхностей бокалов и графинов. Виллем ван Хеемскерк, лейденский торговец бельем, выгравировал сотни таких сценок в свободное время.

Когда свинцовое английское стекло входит в моду, алмазное гравирование приспосабливается к новому материалу. Мягкая блестящая поверхность позволяет наносить декор пунктиром, каждое изображение состоит из тысячи точек. Центром пунктирной гравировки был Дордрехт, где в группу dilettanti входит художник Аерт Шуман. Практикуется и гравирование кругом, в основном профессиональными гравировщиками, прибывшими в Нидерланды из Богемии и Германии, где постоянно ощущается спрос на гравированные изделия.