Стекло оказалось прекрасным материалом дли украшения в духе Рококо. Благодаря легкости, прозрачности, элегантности, а зачастую благодаря изображениям из эмали, золота и гравировки, которые как бы рождались из снов. Основные темы — любовные сцены, загородные пейзажи, корабли, руины и экзотика, изображавшая китайские, индийские и турецкие обычаи.

Стеклянные сосуды не могли быть приспособлены к изгибам и завиткам Барокко и Рококо. На самом деле формы стандартных сосудов, бокалов, кубков, бутылей и бокалов с крышкой остаются неизменными на протяжении всего 18-го века. Однако фестончатые"амброзийные” сосуды для засахаренных фруктов, идушие от средневековых хрустальных, становятся архетипом стеклянных сосудов Рококо. Многие типичные приметы Рококо, включая завитки, прорези и решетки заимствуются из книг узоров, наиболее знаменитые — эскизы парижского архитектора Жана Берена. Его работы скопированы и напечатаны в 1759 году в Англии Паулюсом Декером в книгах под названием “Китайская архитектура, гражданская и орнаментальная”, “Украшения готической архитектуры”. Они стали “библией” для художников стиля Рококо.

Богемия и Силезия, благодаря спонсорству аристократов. становятся в Европе самыми влиятельными и ведущими производителями элегантно украшенных стеклянных изделий.

Вкус аристократов империи Габсбургов способствует постепенному переходу от могущественных барочных сцен к более легким, фривольным, в стиле Рококо. Укра шатели богемского стекла, благодаря многовековому опыту, выработали три основные формы украшения в ду хе Рококо: эмаль, позолота и гравировка (с. 110). Их работы стали вершиной шедевров мастеров предыдущих веков Берлина. Нюрнберга, Тюрингии и Дрездена.

Украшение богемского стекла в духе Рококо было настолько успешным, что к середине 18-го века во всей Европе становится популярным “богемский” стиль. Производство стекла ряда стран, включая Испанию, Италию, Португалию. Россию, Голландию и Францию становится феодом Богемии, где приезжающие мастера наблюдают за производством и украшением. К 1750 году богемские мастера работают в пятидесяти зарубежных мануфактурах во всей Европе и Северной Америке и господствуют на мировом рынке.

Гравировка по стеклу в стиле Рококо вдохновлена техникой и темами Каспара Лемана из Праги, 1600. Стекло, более прочное и дешевое, оказалось прекрасно подходящим материалом для легких, воздушных украшений в стиле Рококо. Рисунки наносятся с помощью более чем сорока кругов с абразивной пастой. Гравировщик постепенно наносит рисунок, часто копирующий узоры Берена или других авторов декора, прямыми или изогнутыми линиями. Эффект усиливается за счет полировки, золочения и нанесения прорезей — от легких царапин до углублений. Основная особенность гравировки стилей Барокко и Рококо — изобилие завитков и лент.

Аристократия Центральной Европы рассматривала относительно дешевое окрашенное стекло как показатель благополучия и поэтому способствовала появлению роскошных гравировок в стиле хрусталя, особенно на бокалах с крышками. Это оказалось настолько выгодно, что число гравировщиков в силезском курортном городке Вармбрунне выросло в 1743 году с шести до сорока.

Хорошие мастера начинают искать славу и деньги в Дании, Норвегии, Швеции, Польше, Испании, России, Венгрии, Болгарии и Британии. Подобная миграция способствует созданию единого стиля в украшении стекла во всей Европе (1700-70) за исключением Англии и Голландии. В первой — из-за посредственности ее мастеров, во второй — из-за особенного качества стекла.

Продолжая голландскую традицию 17-го века, в технике алмазной точечной гравировки Франс Гринвуд (1680-1761), Дэвид Вольфф (1732-98) и другие создают выдающиеся портреты и изображения.

Самыми лучшими мастерами-гравировщиками голландской технологии стали богемские братья Симон и Якоб Санг (ум. 1783), члены династии стекольных гравировщиков, работавших в Амстердаме в 1753 году. Их гравировка в стиле Рококо на бокалах с балясовидной ножкой свинцового стекла в английском стиле, но сделанных в Голландии, включала оригинальный орнамент и памятные надписи.

Самыми элегантными образцами декора британского Рококо становятся украшения в технике эмали и золочения. Ведущие британские эмальеры — Уилльям и Мери Бсйлби из Ньюкастла, работавшие в период с 1760 по 1778-й год. Они обращаются к голубоватой и бело-молочной палитре, в основном украшая сосуды для питья. Декорируют изделия изображениями геральдических знаков. кораблей, пастухов, руин.

Молочно-белое стекло, будучи типичным для британского Рококо, расписывается полихромными стеклянными эмалями в нескольких центрах, в том числе в Бристоле и Стаффордшире его широко рекламируют в период между 1743-м и 1767-м гг. Любимые темы — цветы, насекомые згз книг узоров, их применяют на вазах.

Самый известный декоратор стекла в Британии — Джеймс Джилье из Лондона (1718-80) Годы его активности приходятся на период с 1755 по 1766, поэтому Джильс применяет стззль Рококо, а позднее неоклассические мотивы, в золоте и полихромной эмали, на всех видах стеклянных изделий. Его темы включают геометрические, мозаичные мотивы, узоры, экзотические сцены.