ремонт деревянных окон со стеклопакетами.

Появление Неоклассицизма было вызвано увлечением античностью и усилением отрицательного отношения к чрезмерной роскоши стиля Рококо. Термин возник в 1880-х годах, принято считать, что стиль охватывает период с 1760-х до 1830-х годов. Неоклассицизм был, с одной стороны, возвратом к истории, с другой — поиском стиля, не связанного с эпохой. Поэтому в современных исследованиях фигурирует понятие"правдивый стиль". К моменту его упадка эти концепции слились с романтическим взглядом на величие прошлого. Античность становится одним из вариантов возвращения к истории.


Искусствоведы придают большее значение вдохновению чем простому копированию. Иоганн Иоахим Винкельманн, работая в Риме, пишет “Историю древнего искусства" (1764) и воспевает благородство классического прошлого на образцах искусства шли ног Джованни Баттиста Пиранези (1720-78) публикует ставшие очень популярными гравюры, посвященные древностям Рима — “Antiquita romane" (1756) и “Vedutc di Roma” (1748-78). Теория Неоклассицизма соединилась с философией Просвещения. Мысли Руссо и Дидро о восстановлении моральных устоев в современном обществе нашли свое отражение в “Essais sur IArchilecture” Аббе Ложье (1753), где он трактует примитивную хижину как образец архитектурной чистоты.

Раскопки в Геркулануме (с 1738) и Помпее (с 1748) обогащают творчество художников. В 1750-х гг. выходят в свет публикации Роберта Вуда и Джеймса Доу кинса об обнаружении храмов в Южной Италии и на Ближнем Востоке. Будущие заказчики посещали Рим, Неаполь, Грецию. Коллекции собранных античных изделий и рисунков с них служили источником классических идей для декора интерьеров, мебели, серебра и фарфора.

Художники, обучавшиеся в Риме, определили направление раннего Неоклассицизма. Французские декораторы из Академии св Луки в 1740-х гг. возвращаются в Париж, вдохновленные Пиранези. Архитектор Жак-Анж Габриель (1698-1782) совершает путешествие в Рим. чтобы увидеть воочию римскую архитектуру. Из англичан в Риме побывали Роберт Адам, Джеймс “Афинянин" Стюарт и Уильям Чемберс. К 1760 г. первые попытки создания реформированного Классического стиля возникают и в Англии, и во Франции.

Самая ранняя форма французского неоклассического декора — Gout Grec — делает акцент на геометричности форм и узора в сочетании с “простой и торжественной манерой архитекторов Древней Греции". Жан-Франсуа Неффорж (1714-91) начат в 1757 г. печатать в"Recueill Elementaire dArchitecture” свои классические рисунки. Мотивы “греческого вкуса" включали волюты, гирлянды из лавра, завитки, пальметты и переплетающийся орнамент.

К 1770-м гг. в декоре появляется движение и элегантность. Интерьеры украшаются деревянными панно с классическими мотивами или с имитациями гротескного орнамента (часто называемого во Франции арабесками), возрожденного в эпоху Ренессанса Рафаэлем. Декор включает природные мотивы, цветы, перевитые виноградные лозы, переданные в светлых тонах.

В дальнейшем появляются мотивы этрусского стиля, взятого из декора греческих ваз, которые в то время считали этрусскими. Франсуа-Жозеф Беланже (1744- 1818) и Жан-Демосфен Дюгур (1749-1825) в своих дизайнах ясно и непосредственно передают возрожденную античность. На последнем этапе Ancien regime (1780-92) экстерьер зданий подчеркивает геометричность и простоту форм, но интерьеры продолжают пышно декорироваться.

Декор в эпоху революционных правительств (Директория-Консульство), 1792-1803 гг. создается под влиянием простейших форм римского искусства. Живопись Жака Луи Давида, в частности “Клятва Горациев" (1785). вызвала появление героических тем. Поход Наполеона в Египет (1798) обогатил дизайн новыми декоративными идеями.

Пересмотр классических источников, приведший к подражанию римской архитектуре и декору, лучше всего выражен в период с 1794 по 1814 г. архитекторами Наполеона Шарлем Персье (1764-1838) и Пьером-Франсуа- Леонаром Фонтеном (1762-1853). Их труд “Recueill de decorations inteneurcs” (1801) создал основу для многочисленных европейских дизайнов начала 19 в. Архитекторы хотели “имитировать дух античности, ее принципы и нормы, поскольку они вечны" и следовать классическим образцам не слепо, а сознательно. Архитектурная форма возвращается к простоте ранних греческих и римских памятников, но интерьеры по-прежнему декорируются в богатых и ярких цветах. Различные сорта мрамора, мебель с золоченой бронзой, шелковые и бархатные набивные ткани стати соответствовать вкусу императора, наполеоновский Ампир распространяется по всей Европе.

Декор расписной комнаты в Спенсер-Хаус (ок. 1761) Джеймса Стюарта стал первым в Англии повторившим римскую настенную живопись. Роберт Адам (1728- 92) комбинирует классические мотивы римской архитектуры с элегантностью и легкостью, добиваясь гармоничных пропорций. Адам был первым, кто создал этрусскую комнату (Дерби-Хаус, 1773).

Он был плодотворным архитектором и занимал главенствующее место среди английских декораторов вплоть до 1780-х гг.

Стиль Адама продолжает его ученик Джозеф Боно- ми (1739-1808), который сделал один из первых Помпейских декоров а Паккингтон-Холле, Уорикшир, ок. 1780. Джеймс Виатт (1746-1813), используя лкор Адама, придает ему строгость, подчеркнутую линейность и чистоту пространства. Генри Холланд (1745-1806) не только обратился к французским формам и мотивам, но и пригласил французских мастеров-иммигрантов, в том числе при строительстве Карлтон-Хаус (1783-96, Лондон) для прин- па Уэльского. Георг, принц Уэльский, позднее стал регентом (1811-20), а затем Георгом IV (1820-30). Годы его правления (1790-1830) сказались на всех вилах декоративного искусства именно поэтому этот период британского искусства называют Регентским.

Новые архитектурные теории придают большое значение образности, величию природы и роли человека в ней Это приводит к конфликту между теми, кто выступает за симметрию и регулярность, и теми, кто ратует за асимметрию. В результате возникают антиклассические стили, такие как готический, китайский и индийский.

В начале 19 в в декоре доминируют мотивы, заимствованные из древних оригиналов. Томас Хоуп в книге “Мебель для дома и декор интерьера” (1807) разрабатывает и облегчает формы и орнаменты, впервые представленные Персье и Фонтеном.