Неоклассический стиль, доминирующий в британской мебели в период между 1775 и 1830 гг., начинается в 1750-х гг. когда дизайн во всей Европе оказался под влиянием растущего интереса к чистому классическому стилю, чему способствовали новые раскопки, особенно в Помпее и Геркулануме. В течение этого периода у дизайнеров Франции и Британии, падает интерес к декору стиля Рококо, они по-прежнему сохраняют внешние формы стиля Палладио и начинают вводить классический орнамент.

Архитекторам У. Чемберсу и Дж. Стюарту приписываются самые первые образцы неоклассической мебели до 1760 г. Они обращались к линейным формам и деко ративным деталям, взятым непосредственно с оригиналов древней Греции и древнего Рима. Самыми знаменитыми архитекторами неоклассического стиля были братья Адам — Роберт и Джеймс, которые доминировали в дизайне британской мебели 1760-80-х гг. По их дизайнам создавали мебель Томас Чиппендейл, Уильям и Джон Линнелл и Инс и Мэйхью.

Оригинальный классический стиль братьев Адам, по их собственным словам, ‘схватил дух древности", но при этом отличался свежей, современной интерпретацией. Стиль отличается легкостью, насыщенностью некрупного узора линейного двухмерного орнамента, почти полным отсутствием тяжелой резьбы. Среди мотивов фигурируют треножники, вазы мифологические создания вроде сфинксов и грифонов, классические фигуры, маски и бычьи черепа.

Используются также: мелкий узор в греческом стиле, витрувианский завиток фестоны из пшеничных колосков, лавровые венки, патеры, ветки жимолости. Орнаменты выполнялись в технике маркетри из контрастных пород дерева в сочетании со скульптурным рельефом или лепниной.

Произволе гво британской мебели в течение 1760-х гг. постепенно подходит к неоклассическому стилю, а затем обращается к нему как к основному, с четкими прямоугольными формами, мастерским украшением в дереве и элегантным металлическим обрамлением.

Издания"Архитектурные работы” (1773-79) Роберта и Джеймса Адам и ‘Руководство для краснодеревщика и обойщика” (1788) Джорджа Хеплуайта пропагандируют стиль не только в Британии, но и в других странах Европы и США. Характерной чертой работы краснодеревщиков в этот период было использование тончайшего маркетри, включавшего изящные классические рондели, овалы, щиты с классическими и мифологическими фигурами, символами, окруженными двухмерными линиями архитектурного орнамента. Использовалась роспись цветками, иногда она покрывала всю поверхность, а иногда лишь панели и края.

К 1770-му г. изогнутые формы ножек начинают заменяться прямоугольными или колончатыми. Резные спинки стульев с включением классических лир, овалов и щитов украшаются мелким орнаментом, составленным из патеров, медальонов, пшеничных колосьев и лавра. Позолота продолжает использоваться для крупных предметов, но буковые каркасы стульев расписываются в палитре зеленых синих, белых и серых тонов. Наборы роскошных стульев для гостиных и богатых спален украшаются шелковыми набивными или расписными тканями в столовых и библиотеках используются стулья, обитые кожей и набитые конским волосом, печатные хлопчатобумажные ткани становятся все популярнее в украшении легких стульев для спален, ткань обивки сочетается с занавесами на окнах и подзорами кроватей. В узорах хлопчатобумажной обивки отдастся предпочтение классическим медальонам, цветам и лентам.

Золоченые рамы выполняются в традиционных овальных или прямоуюльных формах, но большие зеркальные поверхности обрамляются более узкими рамками. их узор сочетается с узором межоконных столов. Как правило, они делаются на колончатых ножках с прямыми фризами, со столешницами из мрамора или дерева, украшенными росписью или маркетри с изящным классическим узором Письменные, чайные и карточные столы, стоящие на хрупких прямых ножках, просты и элегантны, по краю они могут быть декорированы маркетри из светлых пород дерева, например атласного или пробкового. Предпочтение отдается более светлым тонам. Литые металлические украшения, золоченая медь или золоченая бронза, дополняют мебель. Ручки овальные или круглые и украшаются патерами, колосками и подсолнухами.

Высокое мастерство британских мебельщиков привело к созданию и использованию механических приспособлений для ящиков, отодвигающихся на пружинке боковых стенок, и потайных ящичков. Дизайны Т. Шератона элегантных и очень сложных столов, напечатанные в его книге “Рисунки для краснодеревщика и обойщика" (1791-94), демонстрирую! популярность подобных вещей. Эта коллекция рисунков и его “Словарь мебельщика” (1803) сыграли важную роль для знакомства широких слоев заказчиков с существующими стилями. Книга рисунков передавала вкус к французскому стилю, который был столь любим регентом и его архитектором Генри Холландом. “Словарь мебельщика" отражал обновленный интерес к архитектурным формам в нач. 19 в.

Древние источники мебельного дизайна получили новый бум в 1790-х гг. благодаря публикации старинных форм и их декоративных деталей, срисованных с римских оригиналов Ч Г. Татамом (1772-1842) После 1800 г. это влияние стало очевидным в использовании треножников и форм саркофагов с зооморфными элементами мебели, которая становится массивнее и тяжелее по стилю но сравнению с предметами мебели братьев Адам.

В добавление к стандартным римским источникам многие дизайнеры склоняются к греческому декору. Китайский и готический стили, ставшие экзотической альтернативой Классицизму, использовались для декоративных специфических украшений. Энтузиазм принца-регента приводит к появлению в декоре индийских и египетских мотивов.

Основным экспонентом греческого и египетского стилей был Томас Хоуп (1769-1831), который издал эскизы мебели в книге “Мебель для дома и декор интерьера" (1807). позже в книге Джорджа Смита “Коллекция рисунков домашней мебели и декора интерьера" (1808). Ежемесячный журнал Р. Аккермана"Сокровищница искусств” (1809-28) тоже оказывал влияние в нач. 19 в.

В нач. 19 в. появляются новые формы столов в отвел на перемены в обустройстве комнат для отдыха.

В их оформление входили: центральные круглые столы на трех ногах или на колоннах, элегантно украшенные медью или черным деревом, квадратная или прямоугольная софа, столики для игры и письменные столы с откидной доской, стоящие на поддержке в форме греческой лиры или соединенных колоннах, которые объединялись одной стяжкой. В моду входят темные богатые породы древесины, такие как розовое зебровое и красное дерево, пользуются популярностью имитации черного дерева. Все это прекрасно контрастирует с юлотыми накладками и инкрустацией медью. Многие столы и стулья были снабжены роликами для удобства перемещения.

В период 1800-30-х гг. по-прежнему используется золочение для зеркальных рам, на которых лепнина и прочие украшения укрупняются. Недавно изобретенные выпуклые зеркала обрамляются круглыми рамами.

Начиная с 1790-х гг. форма британских стульев из менилась под французским влиянием: спинка и сиденье стали квадратными, заменив закругленные сиденья и

обивки. После 1800 г. дизайн стульев вновь обращается к модному греческому стилю со спинкой овальной формы и саблевидными или Х-образными ножками, подлокотники опираются на классическую или зооморфную фигуру. Плетеные изделия с подушками на сиденьях повышали ощущение легкости и мобильности стульев. В тканях для обивки превалируют сочные и простые цвета.

Модный дизайн кроватей также приспосабливается к классическим идеям с введением кроватей в стиле Ills en bateau (корабельной койки) со сложной драпировкой При этом традиционные кровати на четырех столбах с классическими пилястрами продолжали испольюваться в течение всего этого времени. В нач. 19 в. отмечается значительное влияние предметов походной мебели, поскольку в этом нуждались солдаты и моряки британской колониальной экспансией. Компактные предметы, совмещающие несколько функций, или раскладная мебель, которой удобно пользоваться в путешествии, не были лишены изобретательности и этеэантносги.