Неоклассицизм становится в Британии излюбленным и самым долговечным стилем декора. Сюжеты Ампира, выраженные с геометрической строгостью, восприняты полностью и сразу же. с 1760 г., и стали распространяться с колоссальной скоростью. С самого начала гравирование и резьба, нашедшие яркое воплощение в конических формах периода Регентства (1790-1830), осуществляются на английский манер, и стеклодеты, идущие против общепринятых правил, выходят на первый план.

Успех английского Неоклассицизма в стеклоделии основывается на содержащем окись свинца “хрустале”, изготовление которого в 1676 г. усовершенствовал Джордж Реивенскрофт. Обладая по сравнению с европейским стеклом большей способностью преломлять и рассеивать свет, сверкающее свинцовое стекло, или ‘флинт”, отражает солнечный спектр или спектр пламени лучше, чем резное.

Британский Неоклассицизм развивается под влиянием гравюр Пиранези римской архитектуры (1743), рисунков Уильяма Чэмберса из “Трактата о гражданской архитектуре" (1759) и гравюр Барона дАнкарвидя “Этрусская античность. Греки и римляне” (1766-67), сделанных с коллекции античных ваз сэра Уильяма Гамильтона. Так или иначе, успех в стеклоделии полностью приписывается шотландскому архитектору Р. Адаму, который в 1758 г. вернулся в Лондон после большого путешествия с рисунками, отражающими величие Римской империи, позже к ним добавились рисунки на греческую 1ему. Доминирование Адама в художественных вкусах того времени настолько велико, что формы британского Неоклассицизма 1760-90 гг. известны как “адамские”. Повсеместное распространение его стиля, изложенного в книге Роберта и Джеймса Адама"Архитектурные работы” (1773- 78), подтверждает высказывание Джеймса, что Роберт"совершил... своего рода переворот, создав полнокровную систему полезного и элегантного искусства .

Если художественная ценность стекла Барокко и Рококо выражалась лишь в декоре поверхности, то Неоклассицизм придает большое значение как орнаменту, так и форме. Стиль господствует во всех отраслях стеклоделия, особенно в производстве канделябров, бокалов, бутылок и графинов, на протяжении десятилетий декор развивается и ко времени Амфора 1820-х гг. достигает невероятной пышности.

Статус свободной торговли, обретенный Ирландией в 1780 г., имел огромное значение для возрождения стекольного производства. Не имея ни одной стекольной мастерской, страна сумела за последующие десятилетия построить десять новых предприятий. Ирландские стеклоделы традиционно тяготели к английскому стилю. Впоследствии, когда трудящиеся по причине непосильной таможенной пошлины на стекло оказались в стесненных обстоятельствах, множество новых предприятий Ирландии было укомплектовано, некоторые даже целиком, им мигрантами, прибывшими из-за Ирландского моря. Поэтому продукция делалась по ашлийским моделям.

В Дублине, как и в Лондоне, преобладал вкус к Неоклассицизму. Отличительной чертой ирландского стеклоделия конца 18—нач. 19 в. было простейшее гравирование и неглубокая резьба. За исключением выдающихся образцов, большинство форм и узоров повторяли те, что были наработаны в Британии, отсюда возник термин “англо-ирландский стиль”.

Общепринятое мнение о том, что богатая резьба на стеклянных изделиях периода Регентства зародилась в

Ирландии, безосновательно. Первые паровые машины для резьбы, в основном глубокого профиля, были установлены в Ирландии лишь к 1818 г., иными словами через 30 лет после их ввода в Англии. В романтический период ирландского стеклоделия было выпущено удивительно мало стекла: статистически подтверждено, что национальное производство страны едва сравнимо с шотландским, кроме того, большой процент продукции вывозился в Америку, Вест-Индию и Канаду.

Из всей ирландской продукции наиболее примечательны фасонные конусообразные и прусские графины, на дне некоторых из них стоит клеймо с именем мастера, графины для красного вина с преувеличенно длинным носиком, ковшеобразные сливочники и характерные кубки в форме каноэ или литавры, некоторые имеют вывернутые края. Распространение таможенной пошлины на Ирландию в 1825 г. и американские протекционистские тарифы в конце концов разорили ирландское стекольное производство, только благодаря узорам мастера-резчика Сэмюэля Миллера из Уотерфорда, Англия, неоклассические формы продержались до 1830 г.

Британское резное стекло приблизительно с 1790 г. формируется в индивидуальный стиль, сохраняя высокие стандарты и универсальность Неоклассики в течение всего периода Регентства, 1790-1830.

Отказавшись от богемской манеры в пользу гладкой, слегка углубленной поверхности, британская резьба в эти десятилетия постепенно развивается. Введение в 1789 г. паровых машин для резьбы ускоряет процесс, с появлением “широких желобков”, характерная резьба адамского стекла, шаг за шагом заменяется глубокой резьбой, которой свойственна аранжировка ромбов в различных вариациях.

Резьба стала необычайно глубокой и сложной, когда мастера освоились с техникой, и вырос спрос на пышный орнамент. Группировка призм вееров, колонн, рельефов и “клубничных” ромбов получает обшее название “скошенной резьбы”. Гравирование в это время занимает скромное место, в основном используются мотивы вышивки, гербов и надписей.

Однообразие регентского Неоклассицизма было нарушено около 1800 г. с возникновением вкуса к французскому Ампиру (стр. 183). Более значительный раскол произошел в 1820 г.. пока одни делали выбор в пользу декоративной сдержанностей а другие перегружали стекло сверкающей резьбой, делая его похожим на ювелирные украшения в стиле Ампир. Сервизы, выполненные для ряда северо-восточных аристократов, иллюстрируют такое деление. С одной стороны, сервзиы, изготовленные для lepuoia Нортумберлендскою (ок. 1825) демонстрируют сдержанность тематики, резьбу с перемежающимися вертззкальными полоске ни, изящными ромбами и адамскими плоскими желобками. С другой стороны, невероятно вычурные сервизы, сделанные В. Флзштом ззз Сандерленда для местной знати, декорированы набором переплетающихся ромбов, колонн, вееров зз арок.

К 1830 г. едзжообразие отвоевывает почву. Горизонтально формы и декоры, воплощенные в многослойном узоре и призматической резьбе, доминирующие с 1790 г., уступают место вертикальным эквивалентам. В 1830-х гг. высокая посуда с вырезанными плос- кззми желобками выходит на резервый план, предвосхищая Викторианскую Готику.