Вы можете выгодно купить встроенную кухню в компании МосМебельПлюс.

В Британии самым влиятельным и плодотворным мастером Неоклассического стиля был шотландский архитектор Роберт Адам (1728-92). Он рассматривал серебряные изделии как часть общего декора просторных домов. его дизайны воплощались ведущими лондонскими ювелирами Дэниелом Смитом, Робертом Шарпом, Джоном Картером и Томасом Хемингом. С рисунков предметов, только что обнаруженных (конец 1750-х) при археологических раскопках в Греции и Риме, Адам делал изящные дизайны сервантов с вазами и столовых сервизов с резными фризами, акантами, антемиями, патерами и фестонами. Этот “набор орнаментов" он смело и изобретательно комбинировал с классическими образцами, взятыми из итальянских печатных листов 17 в., например ювелира Стефано Делла Белла (1610-64). Формы урны или вазы были очень популярны и использовались как для домашнего, так и для выставочного серебра.

Другой образец для подражания имел французское происхождение, он предлагал более тяжелый и натуралистичный орнамент, опирающийся на Неоклассицизм, который отличался от итальянских ренессансных и адамских моделей. Речь идет о печатных листах Жюста-Ореля Мейсонье “Livre des Legumes” и французского ювелира Робера-Жозефа Огюста (1723-1805) Листы попадали в Британию через английских аристократов-франкофилов Выдающимся мастером английского Неоклассицизма был архитектор сэр Уильям Чамберс (1723-96). работавший с серебром. Он сделал дизайн супницы для rcpuoia Марлборо с артишоковыхг флероном и ручками с мотивом сельдерея, моделью которых служили рисунки Мейсона. высокая крышка с выпуклым орнаментом венчает этот серебряный неоклассический предмет. К концу 18 в. английское серебро испытывает пришедшее из Франции влияние строгого греческого стиля, для когорого характерны литые элементы, аранжированные в классическом или египетском духе, и незаполненные пространства. Многие работы Дигби Скотта и Бенджамина Смита (партнеры, расторгнувшие сотрудничество в 1807 г.) иллюстрируют последнюю фазу неоклассического серебра. Появление этого стиля в Англии связано с приобретением в 1800 г. королевскими ювелирами Ранделлом и Бриджем пары супниц парижского мастера Анри Оноста по рисунку Ж. Ж. Буало. который эмигрировал в Англию и работал на Ранделла и Гаррарда.

В середине 18 в. в производстве модульной, симметричной и легкой серебряной посуды начинают применяться новые механизмы, примером могут служить серебряные изделия, выполненные семьей Бейтмена. Листопрокатный стан производит большое количество тонких металлических листов, которые можно резать, сгибать, закручивать и плавить, из них можно сделать куб и цилиндр, т. е. придать им геометрическую форму, характерную для Неоклассицизма, и в зависимости от иены подвергать ручной обработке. Тонкие листы легко и эффективно штамповались при помогли пресса, сделанного из новой экстратяжелой стали. Стандартные молдинги и бусины много дешевле, чем ручной орнамент, машинная резьба и гальваника заменяют ручные резные украшения корзинок для пирожных и сосудов для приправ. Выпуск элегантной посуды из тонкого светлого серебра значи тельно увеличивается, так как спрос на нее на рынке высок, как никогда. Мэттью Баултон (1728-1809) из Бирмингема и мастера из Шеффилда конкурируют с лондонскими мастерскими в изготовлении чайной и столовой посуды. В 1780-90-х гг. английское неоклассическое серебро становится более ровным, оно зачастую украшается простыми литыми медальонами, иногда по рисункам Тасси, или низким рельефным фигуративным узором по рисункам Флаксмена.

К концу 18—нач. 19 в. английское неоклассическое серебро вступает в новую фазу. Крупномасштабные, позолоченные и массивные изделия производятся по моделям предметов из керамики или античного мрамора (иногда гравируются по этим образцам), которые были обнаружены в Греции и Риме в конце 18 в. и куплены английской аристократией. Уорикская, Букингемская и Портлендская вазы воплощаются в серебре многими ювелирами. в частности Ребеккой Эймс и Эдвардом Барна- ром, они становятся объектами подражания. Публикация в 1806 г. книги Ч. X. Тэтхема “Рисунки для декорирования посуды” стимулировала возврат к былому величию и геральдике, зародился стиль, названный Ампир.

Франция прокладывает дорогу Неоклассицизму. Шарль Николя Кошен (1715-90) в книге “Supplication aux orfcvres” ("Просьба к золотых дел мастерам"), 1754 г., умоляет вернуться к"простым правилам, продиктованным благоразумием”, и к"старому стилю” — Классицизму. Симметрия, пропорции и классические архитектур ные мотивы наподобие листа аканта, переплетавшийся узор, патеры и лавровые гирлянды вернулись.

Трудно судить о ранней стадии Неоклассицизма во французском серебре, так как его производство резко упало в связи с Семилетней войной (1756-63). В любом случае новый стиль, появившись во Франции, стал давать ростки в других странах, особенно в Британии, Италии, России и Скандинавских странах. Этому способствовали гравюры узоров для ваз. напечатанные в Париже в 1760 г Робер-Жозеф Огюст (1723-1805) был очень влиятельным парижским ювелиром, который работал в раннем Неоклассическом стиле, а в 1756 г. создал серию супниц в тя желом"греческом вкусе” для датского лвора. Одним из образцов этого стиля был сервиз (1770), сделанный Жаком Николя Роттьером (род. 1736) для графа Орлова. После выставки рисунков и серебра мастерской Валадье в Турине в других странах тут же стали внедряться французские формы.

Тяжелые, мощные формы ранней фазы неоклассического серебра в 1770-х гг. сменились более легкими и гладкими, как это видно по работе Анри Огюста (1759- 1816). сына Робера-Жозефа Огюста, он предвосхитил стиль Директории и Ампир. Большие поверхности оставались незаполненными, иногда они составляли контраст с полосками архитектурного орнамента. Греческие, египетские и римские мотивы с орлиными головами и сфинксами были опубликованы Шарлем Персье (1764-1838) и Пьером-Франсуа-Леонардом Фонтеном (1762-1853). Они демонстрировали имперскую амбициозность Наполеона и воплощались в серебряных изделиях, сделанных дзя императора Жаном Б. К. Одио (1763-1850), а также его конкурентом Мартеном-Гийомом Бьенне (1764-1843). который работал по рисункам Жана Муатта. Крупномасштабные скульптурные формы французского серебра, как у Одио. были усвоены мастерами других стран, что заметно по португальскому обеденному сервизу.

Американская революция привела к тому, что в 1775-83 гг. как зарубежные, так и местные предприятия по художественной обработке металла были закрыты После революции, несмотря на политическую ситуацию, неоклассические формы и декоративные мотивы продолжают проникать из Британии: это и импортная серебряная посуда, и альбомы с узорами, и торговые каталоги. Система легального рынка серебра еще не установилась, исключением в 1814 г был Балтимор, хотя и в Фи ладсльфии с 1753 г. происходили серьезные события.

Существуют замечательные выставочные изделия из серебра, созданные американскими мастерами, но на рынке успехом пользуется домашняя серебряная посуда, особенно чайники и кофейники. Много неоклассического серебра создано в Филадельфии, которая лидировала в том, что касается хорошего вкуса и элегантности, благодаря таким ювелирам, как Джозеф Ричардсон (1711-84) и его сын Джозеф Ричарлсон-младший (1752-1831). Это продолжалось до вспышек желтой лихорадки в 1793 и 1798 гг. Большое число ювелиров уехали в Балтимор и сделали его законодателем мод. Сливочник (1795-1800) выполненный ювелиром из Бостона Полом Ревиром (1735-1818). с рифленым туловом, шестиугольным основанием и приподнятой ручкой соответствует простоте и элегантности вазы, мастер, используя античные формы, создал современное изделие. Американские ювелиры украшают серебро гравировкой, популярной в Антлии в 1770-х гг., часто они гравируют фестоны. Гладкие изделия из листового серебра, иногда рифленые, напоминают лондонское серебро мастера Бейтмена.

На смену простой посуде с плоским орнаментом приходит и становится очень популярной посуда из полированного серебра. К нач. 19 в. формы становятся менее изящными, берут верх имперские фантазии, носики в виде орлиных голов превращаются в типичное скульптурное украшение, как на чайном и кофейном сервизе, ок. 1820, Джона Мак-Маллииа (1765-1843).

С начата 19 в. маленькие мастерские испытывают сильное давление со стороны крупных предприятий и торговых фирм: форма и декор стандартизируются.

Шеффилдская пластинка изобретена в 1742 г. резчиком Томасом Болсовером (1705-88) из Шеффилда.

Термин “ормолу" пришел из французского языка и приблизительно означает “золочение”. Раеплавленную бронзу, латунь или другие металлы покрывают слоем золотой амальгамы (смесь золота с ртутью). Золоченый металл, являясь очень дорогим материалом, чаше всего применялся в комбинации с мрамором и порфиром. В приложении к “Энциклопедии” Дидро говорится, что золото стоит 90 фунгов ia унцию, а ормолу — 104 фунта за унцию Золочение было очень распространено в 18 в. и использовалось при изготовлении декоративных предметов, особенно накладок для мебели или ободков для керамики.

Французское изобретение пришлось по душе британским аристократам и богачам. Крупным мастером золочения был парижанин Пьер Гутьер (1732-ок. 1813), который усовершенствовал результат, изобретя технику матовой позолоты с помощью особой полировки. Между 1768 и 1782 гг. она применялась Мзттью Баултоном (1728-1809) в Бирмингеме, он часто комбинировал позолоту с плавиковым шпатом и мрамором и изготавливал роскошные неоклассические вазы, курильницы, канделябры и часы, создавая контраст между блеском золота и цветом камня.

Р. Адам, У. Чзмберс, Дж. Стюарт “Афинянин" и другие архитекторы делали дизайны для изделий из золоченых металлов, которые воплощались Баултоном и Ди- дерихом Николаусом Андерсоном (ум. 1767), замечательным мастером, прибывшим из Скандинавии. Дизайны фурнитуры для дверей столовой в Ксддстон-Холле, сделанные Адамом в 1766 г., доказывают, что ормолу позволяет выпускать высококачественные изделия тонкой работы.

Круглые формы, декор, контрасты, типичные для стиля Ампир, были блестящим образом реализованы в золоченых металлах, что великолепно лемоззетрируег медная ваза, выполненная Томасом Хоупом (1769 1831). с накладками из золоченой бронзы работы Алексиса Дека, змитрировавшего из Франции. В Париже изделиями из золоченой бронзы славилась мастерская Пьера-Фи- лиззпа Томира (1751-1843), который учился у Гутьера. В его мастерской было занято около восьмисот человек Мастеру покровительствовал Наполеон

Цена драгоценных металлов была слишком высока, требовалась замена их более дешевыми материалами. Сплав олова со свинцом недорог и может подвергаться полировке и блестеть как серебро, а латунь и мель дают золотой блеск. Изделия из этих металлов копировали формы и декор золотых и серебряных предметов, они также служили для популяризации модных декоров которые не имели возможности приобретать оригинальные вещи.

Основные металлы заменялись новыми сплавами, изобретенными в 18 в,, они обладали прочностью олова и легкостью обработки латуни. Пактонг — сплав меди, никеля и цинка — был завезен из Китая в 18 в Он не окислялся и идеально подходил для каминных ограждений (некоторые из них спроектированы Адамом) и подсвечников. Одновременно развивалось производство чугуна и стали. Мастерская Каррона в Шотландии специализировалась на изготовлении чугунных и стальных каминных решеток с неоклассическими фестонами и патерами в стиле интерьера помещения. В Оксфордшире и Бирмингеме из резной полированной стали делали пряжки, пуговицы и рукоятки мечей.

Если Британия занимала ведущее место в развитии нояых металлов, то Тульский завод в России был одним из немногих, который прославился металлообработкой. Имея в штате иностранных рабочих, он производил декоративные высококачественные изделия, такие как подсвечники, сочетающие резьбу и полированную сталь с бронзой, латунью, серебром, которые украшались рифлением и позолотой. В Париже сталь комбинировали с позолоченной бронзой и изготовляли экзотическую высококачественную фурнитуру. Твердые материалы могут обрабатываться только квалифицированными мастерами, что увеличивает их стоимость.

В конце 18 в. на рынке возникла мода на расписные металлы. В Понтипуле. Монмутшир, путем погружения железа в олово и росписи новыми лаками производили понтипульские, или жестяные, изделия. В 1770-х гг. эти изделия были очень распространены, их декор следовал традициям Неоклассики. Как всякая экзотическая новинка, дизайн предметов, сделанных из этого материала, следовал моде. Такие изделия полюбились за новизну материала, из которого они были и дотовлены.