Основная идея их философии заключалась в том, что природа и лучшие декоративные работы различных эпох и культур, которые становились доступнее благодаря коллекциям, публичным выставкам и изучению в школах, должны быть освоены художниками и должны служить моделью для развития современного оформительского искусства. Выходит в свет"Грамматика орнамента’ Джонса (1856), иллюстрированная множеством оригинальных орнаментов, включая греческий, египетский, арабский и китайский, а также книга любителя ботаники Дрессера, увлеченного структурой растений, где приводятся примеры растительных форм и орнаментов.


Оба верили, что декор должен быть функциональным и воплощаться, как у Дрессера. в откровенно геометрические формы, например, столового серебра, полученного гальваническим способом, а тиснением можно украшать плоские поверхности, такие как ткани и обои. Следует вообще отказаться от иллюзии глубины в пользу двухмерного узора.

Эстетика дизайна испытывает сильное влияние японской графики (Кристофер Дрессер посетил Японию в 1876-77 гг.). Япония только-только открылась западному миру: японские ткани и художественные изделия, в том числе из бело-синей керамики и бронзы, отделанные doisionnes, слоновой костью, лаками, были показаны на международных выставках в Лондоне (1862). Париже (1867) на “Выставке столетия” в Филадельфии (1876) и приняты в розничную продажу такими фирмами как Liberty & Со. в Лондоне (основана в 1875 г.). Промышленников и ремесленников поразило высочайшее качество изделий, а художников — японский геометрический и абстрактный узор, что было новым для западного искусства. Западные традиционные дизайнеры оказались в шоке от произвольных композиций и асимметрии. Кларенс Кук в своей книге “Что нам делать с нашими стенами?” (Нью-Йорк, 1880) заявил, что"классические законы симметрии и композиции декоративного искусства скоро не будут считаться абсолютными нормами”. Японские и китайские формы, по мнению Э.В. Годвина (1833 86), приняли западный вид, что просматривается в элементах архитектуры Японии, и создали англо-японскую мебель. Восточные формы были приспособлены для керамики, например прямостенная посуда или формы, пришедшие из художественных металлических изделий Китая.

Наоборот, западные формы приняли более восточный вид, к ним обычно добавлялись японские мотивы. Мотивы Востока использовались почти во всех серебряных и металлических изделиях Tiffany & Со. Влияние Японии сильно ощущается в Европе, особенно во Франции, где “японизм” процветал в керамике, стекле, художественном металле. Horror vacui (боязнь пустоты), характерная для декора конца 19-го в., смягчалась пробелами, которые противопоставлялись асимметрично аранжированным мотивам, хотя вкус чаще всего склонялся в сторону пышного декора, навеянного Востоком. Он обычно включал цветные узоры и мотивы животных (лягушек, летучих мышей), птиц (журавлей, аистов), насекомых (бабочек, стрекоз), растении (бамбука, веток сосны, цветущей вишни, хризантем), предметов (вееров и круглых гребней, называемых топ). Среди мотивов были также лилии, просо, па штра художника, мольберты, павлины и перья павлинов, наконец, подсолнухи, венчающие Эстетическое направление.

Контингент сторонников Эстетического направления пополняется на всемирных выставках, организованных между 1871 и 1878 г. в Лондоне, Вене Филадельфии и Париже. Кроме того, работают мебельные салоны

Беспрецедентное горолское строительство, рост механизированного производства на всех уровнях и повышение платежеспособности вызвали большой спрос на предметы искусства. Даже промышленники, традиционно не связанные с передовым дизайном, нанимают дизайнеров или открывают отделы для производства декорированной мебели, керамики и изделий из металла. Новые или возрожденные технологии применяются во всех сферах, включая художественного стекла и гончарных изделий, они конкурируют а восточной техникой декорирования металлических изделий cloisonne. В моду вошли новые материалы: чугун и ротанговая пальма активно используются в производстве мебели, для интерьеров в невиданных ранее масштабах изготавливается цветное стекло и керамические плитки.

Американец Кларенс Кук (1828-140(1) в замечательном учебнике “Красота домашнего очага" (1878) говорит о важности правильного выбора декора из разных периодов времени и гармоничном сочетании злементов декора дли создания цельного красивого интерьера. Стилистическое единство имеет громадное значение, и многие известные художники-декораторы работали в различных областях декоративно-прикладного искусства. Среди них — Уолтер Крейн (1845-1915), который создавал декор для мебели керамики, стекла, металла, тканей, обоев и книг. В художественной керамике и металле доминирует откровенно зклектичсский подход к дизайну, в нем звучат, казалось бы, несовместимые темы, например, ваза, имеющая персидскую форму, могла быть декорирована на японский, египетский или ренессансный манер. Цельность тем не менее достигалась, поскольку сенсорная оценка свойств материала вдохновляет на создание новых комбинаций в росписи панно выделке кожи, рисунке изразца. И вот уже плитка cloisonne вписывается в мебель и в футляр для часов. Узор для ткани и обоев изготовляется преимущественно тиснением, используются самые разные мотивы.

Предпочтение отдастся нежным зеленым и золотым красителям, после двойной или тройной обработки, что позволяет добиться эффекта роскоши. Заимствованные у природы лепестки, завитки, закругления для узора обоев и тканей стали прототипом французского Арт Нуво. Прошло время, и как реакция на эстетическую вычурность интерьера нового искусства возник так называемый ранний Модернизм с его простотой и минимализмом.

В пору Эстетического направления законы рыночной экономики уже диктовали условия создания и распространения дизайна. Некоторые фирмы, в частности Morris & Co., строят запасники рисунков для цветного стекла чтобы быть готовых? и к новым заказам.

Работы, созданные такими художниками этого направления как Альберт Мур (1841-93), изучаются, копируются и появляются на керамике, стекле и прочих изделиях в Британии и Америке, часто без предварительного уведомления или разрешения. В целях избежания копирования дизайнов, за которые было заплачено, предприниматели стали их регистрировать в Патентном бюро, па изделиях алмазом высекалась регистрационная марка. Престиж промышленных дизайнеров повысил Кристофер Дрессер. чье имя или факсимильная подпись фигурирует на значительном числе сделанных им предметов из металла и керамики.