Несомненно, главную роль в формировании Современного искусства художественного стекла играли произведения скандинавских мастеров. Простота, абстрактность, а иногда и асимметричность их форм определили общую направленность стиля 1940-50-х гг. Названия скандинавских компаний “Йиттала”, “Оррефорс” и “Коста” сегодня продолжают говорить о многом. Мастера по изготовлению изделий из стекла в странах Северной Европы выпускали изделия своего особого стиля.

Наряду с абстрактностью Форм скандинавские мастера стремились к стилевому единству Экспериментируя с абстрактным и природным стилями, они в совершенстве использовали текучесть форм материала и литое стекло становилось для них идеальным средством для создания современных бытовых изделий, сочетающих плавность линий и форм с яркой полупрозрачностью окраски.

После войны финское стекло заняло одно из первых мест в современном дизайне. В этом выходе своеобразного местного стиля на мировую арену, где он стал господствующим, выражая в то же время вкусы средних классов населения, не было ничего необычного Тапио Вирккала, скульптор по профессии, начал создавать изделия из стекла в 1946 г. Прошло всего несколько лет, и на Миланской Триеннале 1951 г., которая стала для Финляндии “Миланским чудом”, Вирккала представил тридцать изделий, выполненных для “Йитталы”, и был удостоен памятных медалей за стекло, выставочный дизайн и чаши из слоистой березы. В кувшинах, чашах, бокалах и других изделиях Вирккалы, несмотря на их практичность и функциональность, ощущался талант скульптора. В основе абстрактного стиля его произведений лежали природные мотивы, таковы его чаши в форме листьев, вазы, имеющие форму грибов, и сосуды, напоминающие бамбук. Все эти предметы определили промышленный стиль выпускаемых изделий, которые завоевали международный рынок.

Несколько позже одним из ведущих мастеров по изготовлению финского художественного стекла стал Тимо Сарпанева. Подняв абстрактность на новый уровень, он достигал блеска и великолепия в своих произведениях с рельефными формами, доведенными до совершенства.

В некоторых из них он использовал технику воздушных пузырьков в корпус из стекла. Но большое внимание привлекали утилитарные изделия Сарпаневы, окрашенные в нежные цвета. 50% финских изде лии из стекла того времени были изготовлены фирмой “Миттала", лучшими дизайнерами которой были Вирккала и Сарпанева.

В странах Скандинавии развитое промышленное производство предоставляло дизайнерам широкие возможности для создания произведений. У мастеров художественного стекла в небольших мастерских было меньше возможностей. Однако именно так создавалось чешское стекло, которое было практически неизвестно до конца 1950-х гг., когда оно получило всемирное признание на международных выставках. В отличие от скандинавского стиля с его абстрактностью и текучестью форм, в чешском стекле главное внимание уделялось декору, украшению поверхности стекла эмалями и гравировкой. Получавшиеся изделия напоминали порой произведения абстрактной живописи, и связь между этими двумя видами искусства ощущалась особенно сильно.

Итальянские мастера тоже создавали оригинальные произведения, которые пользовались большой популярностью. Итальянские изделия из стекла издавна привлекали к себе внимание, и неудивительно, что в конце 1940-х — нач. 50-х гг. были созданы произведения с высоким художественным мастерством. Подобно другим изделиям итальянского дизайна послевоенного периода, изделия из стекла, появлявшиеся на международной арене. отличались необыкновенной пышностью и красочностью декора. Паоло Вснини воссоздал традиционную технику изготовления стекла, оживляя свои произведении эффектами асимметрии и другими отклонениями от нормы, характерными для ручной работы, разнообразил оттенки цветов, придавал своим изделиям необычные формы и различную фактуру. Его вазу fazzoletto (носовой платок) копировали во многих странах, и она стала образцом стиля 1950-х гг. Другие мастера, работавшие в Мурано, одном из исторически сложившихся центров по изготовлению художественного итальянского стекла, также возрождали старинную технику, создавая уникальные изделия в модном современном стиле.