Изначально имевшее значение"позже Модерна", слово"Постмодерн" стало широко использоваться во многих направлениях. Этот термин по сути своей подразумевает отречение от модернистских теорий и подходов к дизайну. Например, архитектор-постмодернист Роберт Вентури убеждал художников работать в более понятном стиле, чем эзотерический, в гармонии с ценностями поп-культуры. Стилистический эклектизм - ключ данного движения, и поэтому он является преднамеренным соединением с потребительскими стилями конца 20 века.

Термин “Постмодерн" встречается во многих направлениях, включая социологию, кинематограф, музыку, сферы общения, литературу и культурную теорию, основателями которой стали Жан Бодрияр и Жан-Франсуа Лиотар. В своей книге “Влияние Постмодерна”. 1984. Лайотард рассматривал Постмодернизм как отказ от абсолютной уверенности мира модернистского в пользу места и времени. Другие писатели, такие как марксист Фредерик Джеймсон, рассматривали Постмодернизм как форму американского культурного империализма или выражение многонационального и потребительского капитализма Возможно, в соответствии с многообразным миром Постмодернизма этот термин применим ко многим областям.


В области дизайна определения Постмодернизма сильно варьируются. Сначала это слово можно было найти в работе британского историка по дизайну и архитектуре Николауса Певснера, автора широко известной книги “Пионеры современного дизайна”, 1949. В 1961 г. в своем эссе “Возвращение к историзму” он рассматривает Постмодернизм с точки зрения нежелательной, но все более очевидной тенденции к стилистическому эклектизму. Это является одной из характеристик архитектуры и дизайна Постмодернизма

Год спустя американский архитектор и дизайнер Роберт Вентури отчетливо обозначил другие характеристики. связанные с Постмодернизмом, в своей плодотворной работе “Сложность и противоречие в архитектуре", 1966 Книга впоследствии определила его постоянную позицию в постмодернистской практике и споре об образном искусстве. Он восхищался “элементами, которые перемешаны, а не “чистокровны”, компромиссны, а не “чисты”, беспорядочны, а не"разложены по полочкам”, многолики, а не “отчетливы”, ...противоречивы и двусмысленны, а не"понятны и ясны”. Этот отказ от принципов Модернизма отразился в его книге в 1972 г. “Учение из Лас-Вегаса”, написанной с коллегами Денисом Скотт Брауном и Стивеном Айзенуром

Приводя в качестве примеров неоновый эклектичный и повседневно используемый стиль в оформлении фасадов развлекательных центров Лас-Вегаса, Вентури выступал за то, чтобы архитекторы работали в стиле, который был понятен и близок ценностям поп-культуры.

Фактически, большая часть генезиса определений постмодернистского дизайна находится в руках архитекторов и авторов, пишущих об архитектуре, историков и теоретиков. Как и Вентури, Чарльз Дженкс ¦ американский архитектор и писатель - имел право голоса в дискуссии о Постмодернизме. Он высказывал собственную точку зрения в различных статьях и книгах, включая “Язык архитектуры Постмодернизма”, 1977, и “Постмодернистский классицизм”, 1983. Он также принимал участие в разработке дизайна многих постмодернистских зданий, интерьеров, мебели и других предметов.

Рассматриваемый многими сторонниками как радикальная перемена, раскрывающая новые экспрессивные возможности в архитектурном и промышленном дизайне, Постмодернизм связывался с понятиями кратковременными и модными в графике, одежде и товарах народного потребления. Джефф Холлингтон, ведущий британский промышленный дизайнер, видел Постмодерн в конце 1970-х гг. как “бездыханный эклектизм, который включает в себя образы средств массовой информации. Искусств и Ремесел, Арт Нуво и Арт Деко, популярной иконографии и наркотические мотивы”.

Однако к началу 1980 годов все более и более увеличивались сомнения по поводу бесполезности нового термина. Вполне предсказуемо в 1983 году появилась критическая статья о модернистской архитектурной эстетике “От школы “Баухаус” до нашего дома” американского автора Тома Вульфа. Он сфокусировал свои острые нападки на Постмодернизм, предложив, что данный термин “прижился как название для всех построек с тех пор, как модернизм изжил себя. Как метко заметил Дженкс, Постмодернизм, возможно, был слишком удобным термином. Он говорил вам, что вы уходите в никуда и был прав. Новый термин сам создавал впечатление, что Модернизм иссяк, закончился, потому что он был заменен чем-то новым”.

За несколько десятилетий до конца 1960-х гг. Модернизм был преобладающей формой выражения в авангардном дизайне. Он развивался постепенно: возник в выразительных авангардных эстетически доступных новых материалах и технологиях, слился с духом социального утопизма, достиг состояния, когда он уже ассоциировался с молчаливой деловитостью многонациональных корпораций. В эру глобального расширения рынков, которые включали такие компании, как IBM, чья корпоративная идентичность проявилась в продукции и коммуникационном дизайне Элиота Нойза и Пола Ранда.

Модернизм все более сравнивался с понятиями “хорошего дизайна”, который присутствовал в дизайнерских коллекциях в"Музее современного искусства” в Нью- Йорке или во взглядах официальных групп, продвигающих"лучшие” стандарты дизайна в промышленности, таких как “Совет промышленного дизайна” в Британии и “Совет по художественному оформлению” в Германии. Однако с конца 1950-х гт. этот исключительно пуританский взгляд был подорван все увеличивающимся обществом потребителей: у людей стали возрастать доходы, и выросла тяга к быстрым переменам и более широким культурным горизонтам, которые предлагали телевидение и туристический бизнес. В дальнейшем появление популярного искусства в дизайне, антидизайнерское движение в Италии и растущий интерес к символам, да и сам смысл популярной культуры также подорвали устои Модернизма. Такие писатели, как Джилло Дорфлес и Роланд Бартес, бросили вызов ограниченному синтаксису модернистского словаря. Они открыли интересные виды цвета, декора и украшений, предложили популярные, экзотические и редкие культурные ссылки, которые увеличили интерес к архитекторам и дизайнерам.

История постмодернистского дизайна часто соотносится с продукцией некоторых американских архитекторов-дизайнеров, таких как Роберт Вентури и Майкл Грэйвз. или ведущих итальянских дизайнеров, включая Этторе Сотсаса и Алессандро Мендини. Она просматривается в разработках дизайнеров многих других стран. Это может быть и Испания, и Чешская Республика, где богатство красок, экзотические корни и свобода культуры выражения Постмодернизма многими способами символизировали демократические свободы, которые притеснялись фашистским и коммунистическим режимами. Постмодерн также привлекал авангардных дизайнеров Японии и Австралии, где он обеспечивал радикальный отход от распространенных коммерческих стилей.