Многие дизайнеры отражают этническое разнообразие, космополитический дух и культурный эклектизм, характерный для этого периода. Например, японский дизайнер Тошийуки Кита открыл офисы в городах Осака и Милан, а родившийся в Чехии Борек Сипек, после учебы в Праге, Гамбурге, Штутгарте и Делфте. открыл практику в Нидерландах. Дизайнеры использовали многообразие источников и влияли друг на друга: имя Сипека, например, довольно тесно связывают с возрождением авангардного дизайна в “Новой Европе”, который плодотворно повлиял на отношения между бывшими Западными и Восточными блоками Европы. В 1988 г. Чешская группа “Атика” (включая Джири Пелси) в своей галерее “Дило" стала наступать на функциональный, консервативный дух социалистического дизайна Их выставка освещала постмодернистские предметы с точки зрения смысловой нагрузки. Сильное влияние на них оказал Сипек, который, хотя и покинул Чехословакию во время политической смуты 1968 г., снова начал устанавливать контакты с родиной с середины 1980-х гг.

Путь, в котором разнообразные влияния могли объединяться единым продуктом в стиле Постмодерн, можно увидеть и в универсальном сиденье ‘‘Намек” мастера Кита для “Кассина”. Оно многообразное, легко превращается из кресла в шезлонг. В низкой конфигурации видны намеки на японскую традицию сидеть на полу, в то время как откидывающийся шезлонг ассоциируется с западным образом жизни.

Это также напоминает путешествие, когда появляется возможность откидывать сиденья, которые напоминают места в самолете и автомобиле. “Кивок” сделан в сторону безудержности поп-культуры в вибрирующих, небрежных цветах в скользящих ‘молниях” и даже в намеке на уши Микки-Мауса в подголовниках кресел.

До 1970-х гг. скандинавский дизайн ассоциировался с Модернизмом, который сочетал смесь чистых, элегантных форм с уважением к традиционным ремеслам и раз витой демократичностью общества. Однако в 1970-х гг. дизайн в Скандинавии затронули промышленные и экономические изменения, стали появляться дизайнеры-ин- дивдуалы, такие как Джонас Боулин и Мэтс Теселиус в Швеции, Стефан Линдфорс в Финляндии. С начала 1980- х гг. мебель от Боулина казалась вызовом шведским традициям элегантности в дизайне. Его приверженность к столкновениям миров в гражданском строительстве и в дизайне интерьера привели к экспериментам с контрастными материалами. “Каллемо”, шведская компания, основанная Свеном Лундом в 1965 г., претворяла в жизнь дизайнерские находки Боулина. Создание ‘‘Железобетонного стула” в 1982 г. отразило идею фирмы об индивидуалистическом дизайне в ограниченных количествах, зачастую с элементами файн-арта. Данная работа вызывала беспокойство в консервативных производственных кругах. Имя другого дизайнера — Теселиуса — также связывают с ‘Каллемо". Он выставлял иконоборческие изделия. в которых использовал традиционные материалы. Например, в работе “Просто обитый железом стул”, 1994, он акцентировал внимание больше на материале, чем на форме, изменив представление о функциональности. Стефан Линдфорс, всемирно признанный и во многом спорный финский дизайнер, проповедовал экспрессивность, конструктивность и не скандинавские возможности дизайна.

Он воплотил свои идеи в настольной лампе, напоминающей насекомое, под названием “Scaragoo” для “Инго Маурер” в 1987 г. Даже крупные компании, которые повсеместно ассоциировались с приглушенной элегантностью скандинавского Модерна, были не в силах повлиять на международные события и поиск более прогрессивного экспоната. Например, коллекция “Постскриптум" от Икеа, состоящая из 40 предметов, созданных не для массового потребления, была представлена на Мебельной выставке в Милане в 1995 г.