Когда мы слышим слово «натуральный», то на ум приходит, прежде всего, не цвет, а, скорее, определенное настроение, сочетание цветов, которое в нашем представлении связано с теплотой, гармонией, с простой красотой. Согласно толковому словарю, это означает «находящийся в естественном, первозданном состоянии». Если вдуматься в это понятие, все цвета, встречающиеся в природе, которые произведены не искусственным путем, являются натуральными, то есть первозданными. Однако в практическом применении к этой группе причисляют кремовые цвета, бежевые, коричневые, песочные, цвет кости, цвет неотбеленного полотна, голубино-серый, а также цвета дерева, земли и камня. Это древние материалы, которые приобрели свою красоту от природы. Вспомните створки раковины, сверкающие на солнце и валяющиеся на прибрежном песке у моря, или как выглядит уже немного подсохший лук в корзине, сплетенной из лозы, или возникающие на вспаханном поле то тут, то там стога соломы. Все это бесчисленные чудеса земной жизни.

Ключевое слово, связанное с оборудованием квартиры, - простота. Самое красивое зрелище - это натуральные цвета в комбинации со своими оттенками, когда акцент делается на материале и на форме. При сдержанной цветовой гамме наше внимание сосредоточивается на пространстве, на предметах, на их подлинной сути.

При этом особое значение придается выбору и расстановке мебели, когда лучше следовать принципу «чем меньше, тем больше», чтобы мир формы отдельных предметов проявился во всей своей красе, чтобы глаза не прыгали с одной точки на другую, а с наслаждением воспринимали увиденное. Хорошо расположенный стол, канапе, несколько стульев или всего лишь подставка для цветов могут обрести решающее значение, будут формировать пространство. В светлой естественной среде можно с успехом применять аксессуары с более темными коричневыми и черными контурами, с помощью которых в зависимости от их количества можно усилить или придать пространству более темный оттенок. Очень существенно совместное разнообразное применение различных материалов, поверхностей. В качестве контрапункта мягких, шелковистых, блестящих, прозрачных материалов можно использовать более мощные, структурные, грубые. Суть контрастного эффекта состоит в том, что он обращает наше внимание на структуру материала и на кроющуюся в нем красоту. Совместное применение слишком похожих или незначительно отличающихся друг от друга поверхностей может производить впечатление сбивчивости; это скучно для глаз, но в то же время игра разных текстур даже в рамках одного цвета может дать интересный эффект разнообразия. При использовании натуральных цветов в дизайне особое внимание следует обращать на их взаимодействие. Самый бледный цвет и даже разные оттенки белого изменяются в зависимости от падающего на них света и в зависимости от отражения от окружающих предметов. Выбирая цвета для стен, не пренебрегайте пробной покраской, как мы уже рекомендовали, говоря о выборе цветов предметов обстановки.

Так называемую естественную среду цвет «в цвете» рекомендуем выбирать в основном тем, кто предпочитает гладкие формы, просторные, не заставленные пространства, где имеется всего несколько декоративных предметов.

Хотя мы сказали, что самое красивое - это натуральный цвет со своими оттенками, тем. кто стремится к более ярким эффектам, в качестве дополнения рекомендуем глубокие цвета земли, например терракотовый, темно-красный, синий индиго, которые своей естественностью не подавляют мягкость светлых тонов.

Цвета и световой эффект

Для архитекторов-практиков при проектировании отдельных зданий или группы зданий чрезвычайно важно, каким будет чистое теневое изображение, складывающееся из сочетания цвета и света.

В наши дни, то есть на рубеже тысячелетий, 8 строительстве интерьеров по-прежнему свет и цвет, а также их совместное воздействие имеют огромное значение. Необходимо в одинаковой мере изучать и оценивать воздействие света как при естественном, так и при искусственном освещении, хотя если в квартире с обычными окнами особое внимание необходимо уделять искусственному освещению, то при больших стеклянных поверхностях (например, зимний сад. верхние окна и т. д.) большая роль в интерьере должна отводиться естественному свету.

Оборудуя квартиру, каждый выбирает стили, мебель, долго раздумывает, какие выбрать цвета, немало денег тратит на отделочные материалы, текстиль; между тем человек не уделяет достаточного внимания имеющимся световым эффектам и тем, которые можно создать. А ведь свет способен творить чудеса, он может придать цвету яркость, но может и убить его, благодаря ему пробуждаются к жизни наши любимые предметы, мебель, кроме того, он оказывает значительное влияние на наше настроение.

Самое приятное воздействие оказывает естественный солнечный свет; вспомните хотя бы весеннее утро, когда сначала яркое солнце заглядывает к нам в комнату; на втором месте стоит свет галогенных ламп, которые по своим свойствам больше других приближаются к естественному свету. Обычные лампочки придают цветам оранжево-желтый, а неоновые лампы - холодный синеватый оттенок. Игра естественного света меняется также в зависимости от времени суток: рано утром он придает несколько розоватый оттенок, к полудню - ярко-желтый, а при заходе солнца - красноватый.

Во взаимодействии света и цветов существенную роль играет текстура предметов. Мы получаем совершенно иной эффект при матовой, гладкой поверхности предмета и совсем другой, когда свет отражается от шероховатой или от прозрачной поверхности.

Необходимо остановиться также на количественных показателях и на пропорциях. Принято считать, что плохо освещенные и маленькие помещения лучше красить в светлые цвета, тогда они кажутся больше и веселее. Однако это вовсе не является закономерностью, потому что, если выходящую на север небольшую комнату покрасить в красный цвет, мы этим, конечно, визуально как бы уменьшим ее, но одновременно сделаем более теплой, манящей к себе, компенсируя недостаток естественного света. Стоит также отметить, что белый потолок на 10-15 процентов отражает больше света, чем цветной, а некоторые цвета, например терракотовый, зеленый или лиловый, полностью меняются даже при незначительной разнице в освещении.

Оборудуя комнату, не вредно внимательно проследить за изменениями условий освещенности в течение дня; с какой стороны встает солнце, когда освещенность наиболее интенсивная, какие части комнаты освещают лучи солнца - ведь в соответствии с этим мы можем выделять одни и скрывать другие детали, можем правильно расставить растения и декоративные украшения.

Одним словом, на эти условия стоит обратить внимание и изучить их, прежде чем мы выберем цвета и предметы обстановки для нашей квартиры