Маэстро Тонино Гуэрра прилетел в Москву, чтобы открыть в галерее «Дом Нащокина» выставку под названием «Радуга Тонино Гуэрра», посвященную 90-летию мастера.

Среди представленных работ - живопись, керамика, расписанная вручную мебель, юмористические рисунки, в том числе нашумевшая «Камасутра». Но это далеко не все, что умеет Гуэрра.


Тонино Гуэрра - личность неординарная и очень разносторонняя. Многим он известен как выдающийся драматург, автор сценариев к шедеврам великих кинорежиссеров Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Бернардо Бертоллучи, Андрея Тарковского, Франко Рози. Фильмы, снятые по его сценариям, вошли в золотой фонд классики мирового кино: это «Джинджер и Фред», «Блоу-ап», «Ночь», «Красная пустыня», «Амаркорд», «Идентификация женщины» и многие другие. Еще Тонино Гуэрра - поэт, писатель, архитектор, художник; он делает мебель, мозаики и фонтаны, по его эскизам оформляются витражи и даже винные этикетки. Гуэрра создает проекты площадей, садов и скульптуры, которые украшают многие города Италии. Мы побеседовали с маэстро на тему современной архитектуры и дизайна интерьеров.

- Расскажите, пожалуйста, о своем доме - как вы его обустраиваете?

-Уже много лет мы с моей супругой Лорой живем в небольшом городке Пеннабилли в провинции Романья. Наш дом находится на склоне горы, откуда открывается потрясающе красивый вид. Рядом мы построили еще один гостевой домик, где останавливаются все наши друзья, когда приезжают в Италию. Его оформила Лора - она привезла из России лубочные картинки, коврики ручной работы, прялки и разную утварь. Устройством нашего дома я занимался сам, делал мебель, правда, сейчас она почти вся заставлена - в основном подарками от друзей.

- Наверное, многое в вашем доме сделано своими руками?




- Да, многое я действительно делал сам. Например, мебель. Я большой поклонник простой, крестьянской жизни, и поэтому делаю мебель в стиле кантри. Глядя на нее, можно сразу сказать, что она сделана вручную. Я считаю, что мебель должна говорить о том, кто я и откуда, кем был прежде, кем были мои предки и что такое крестьянская цивилизация вообще. Я не создаю мебель в стиле ампир или Людовика, потому что тогда следует иметь и соответвующий имидж - например, одевать одежду того времени и носить парики. Для меня все должно быть гармонично, иначе не имеет никакого смысла.

- Что вы думаете о современной московской архитектуре?

- Сейчас в России очень много богатых людей. Я бывал в их домах, но, на мой взгляд, они слишком перегружают интерьеры декором, желая показать свое богатство. Там нет поэзии, которая очень важна в обустройстве дома. Хочется верить, что когда-нибудь эти люди поймут, что только благодаря легкости, простоте архитектуры и интерьера дом приобретает ту самую изысканную элегантность. Богатство не должно блистать, иначе ты начинаешь ощущать себя маленьким муравьем, который случайно заполз в огромный дом. Ведь даже великолепие может быть скромным. В таких же, помпезных, домах сможет жить, наверное, лишь король. Я вспоминаю прекрасные времена, когда лет 35 назад мы с моей супругой ездили гулять в Архангельское - там были такие старые, очень милые деревянные дачи. Атмосфера была удивительной. А современные дома мне больше напоминают крепости, в которых люди скрываются от мира за огромными каменными заборами.

«БОГАТСТВО НЕ ДОЛЖНО БЛИСТАТЬ, ИНАЧЕ ТЫ НАЧИНАЕШЬ ОЩУЩАТЬ СЕБЯ МАЛЕНЬКИМ МУРАВЬЕМ, КОТОРЫЙ СЛУЧАЙНО ЗАПОЛЗ В ОГРОМНЫЙ ДОМ. ВЕДЬ ДАЖЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СКРОМНЫМ». ТОНИНО ГУЭРРА

- Вы создаете прекрасную керамику, мозаику, необычные сады и фонтаны, которые есть в разных городах Италии. А что для вас наиболее дорого?

- Особое отношение я испытываю к фонтанам. Они мне всегда представлялись в виде ковра; из которого тихонечко, подобно шелестящей на ветру траве, течет вода. У меня есть такой фонтан, который так и называется - «ковер, летящий по воде». В таких фонтанах очень красиво смотрятся разные формы и виды стекла, а если их подсветить, они начинают «играть» и переливаться разными оттенками. Один из первых моих фонтанов - «дерево воды» - был сделан в виде бронзового ствола с как бы обрезанными по весне ветвями, из которых течет вода. Есть фонтан в виде улитки, которая ползет вверх по лестнице. Кстати, в Ярославле в честь 1000-летнего юбилея города собираются установить два фонтана, созданные по моим эскизам.

- 90 лет - почтенный возраст. Но и в эти годы, наверное, могут появиться новые увлечения?

- Да, сейчас я увлекся оформлением ресторанов, и помогаю многим людям создавать интерьеры. Удивительно, но 90 процентов владельцев ресторанов не знают, как делать дизайн интерьера. Более того, многие из них не понимают, что такое свет. Ведь именно свет должен служить человеку, а не наоборот. Когда на улице, кроме света фонарей, не видно ничего, это неправильно. Освещение должно быть таким, чтобы даже ночью можно было наслаждаться архитектурой, пейзажами и красотой улиц. Кстати, хочу сказать, что в Москве достаточно хорошо освещены дома. Возможно, благодаря тому, что в этом участвовали французы - они большие знатоки в вопросах света.

Благодарим галерею «Дом Нащокина» за помощь в организации интервью. Выставка продлится до 19 сентября.