Светильники, вазы, посуда и другие предметы интерьера из стекла работы Элисон Бергер - это настоящие произведения искусства. Ее творения выставляются в крупнейших музеях и продаются на аукционах. В числе ее клиентов - голливудские звезды и представители большого бизнеса, чьи дома обрели уникальный стиль благодаря таланту Элисон.


Элисон Бергер (Alison Berger), знаменитая художница, родилась в Далласе в 1963 году. Получив диплом бакалавра изобразительных искусств в Институте дизайна Rhode Island School of Design, она продолжила свое образование на архитектурном факультете Колумбийского университета. Некоторое время была подмастерьем у скульптора Дейла Чихули (Dale Chihuly).

Работала над архитектурными проектами, в том числе, совместно с Фрэнком Гери (компания Frank 0. Gehry and Associates). В качестве дизайнера компании Bausman-Gill and Associates принимала участие в проектировании штаб-квартиры Warner Brothers в Рокфеллер-центре.

В 1995 году решила полностью посвятить себя искусству стекла.

- Расскажите, когда и почему вы решили заниматься художественным стеклом?

- Некоторые девочки мечтают стать балеринами, а я хотела стать стеклодувом. Когда мне было пятнадцать, однажды я возвращалась домой из школы и вдруг сквозь щель в заборе увидела, как двое ребят выдувают стекло. Я тотчас же познакомилась с ними и стала помогать в мастерской. За это они научили меня этому искусству.

- Насколько трудным вы считаете ваше ремесло?

- Ручная работа - это такой заезженный термин, почти как «низкокалорийный». Тем не менее, когда дело доходит до выдувки стекла, это абсолютная правда. Как будет выглядеть то или иное изделие - полностью зависит от мастера. Это могут быть чисто физические причины, или дело в его настроении, от которого зависит конечный продукт. При работе в студии мое архитектурное образование оказывается очень полезным: я делаю четкие, техничные и детальные чертежи. Затем, когда я прихожу в мастерскую, атмосфера меняется. Перед горящим пламенем в печи вы просто сдаетесь на милость стихии. Процесс выдувки стекла необыкновенно текуч и трудно управляем.

- Элисон, каково ваше впечатление от работы в мастерской стеклодела Дейла Чихули (Dale Chihuly)? Почерпнули ли вы какие-нибудь идеи, работая с этим мастером?

- Работая у Дейла Чихули, я стала свидетелем того, как уникальное видение одного человека может вдохновлять целую группу людей и помогать им воплощать собственные творческие мечты. Я была частью команды художников, помогавшей материализовать творческое видение мастера. И возможность работать в такой команде, которая трудится над общей задачей, дала мне бесценный опыт.

- Не могли бы вы рассказать о своей работе с Фрэнком Гери (Frank Gehry)? Какие его архитектурные проекты вам нравились больше всего и какова была ваша роль в них?

- В офисе Фрэнка Гери я была вовлечена в большое количество проектов в самых разных качествах и набрала там разнопрофильный и богатый опыт. Для некоторых проектов создавала архитектурные макеты, в других работала над рендерингом (компьютерной визуализацией) и прочими чертежами, и там у меня была возможность изучить оптические свойства стекла.

- Что же заставило вас оставить архитектуру и полностью посвятить себя стеклу?

- У меня нет ощущения, что я оставила архитектуру. Я всего лишь решила больше сфокусироваться на внутреннем пространстве, на той атмосфере, которую свет создает в помещении. И то, чем я занимаюсь каждый день, по ощущениям очень схоже с работой архитектора - по сути, я также создаю пространство, внутри которого людям хочется находиться.

- Какие исторические периоды развития искусства художественного стекла вы считаете наиболее интересными? И вдохновляют ли вас работы стеклодувов прошлого?

- На протяжении всей истории производство объектов из стекла является очень деликатным процессом независимо от техники и инструментов. Из-за текучего свойства промежуточного материала, материализуя свои идеи, мастер всегда рискует потерять творение буквально в одно мгновение. Мое воображение поражают все периоды стекольного дела - от египетских амфорисков до индустриализационного производства стекла. Но если выбирать что-то одно, то меня особенно очаровывают работы Галилео - созданные им барометры, заказанные семьей Медичи в XVI веке для научного понимания атмосферных явлений и погоды.

- Что является для вас источником вдохновения?

- Я нахожусь в постоянном поиске, пытаясь уловить и запечатлеть оттенки света уходящего дня. Свет - мое средство выражения. Моя тема - память, как всегда, ускользающая. Ловушки для мух викторианской эпохи, солдатские шлемы, пламя свечей, аптечные склянки и измерительные приборы - вот примеры объектов, послуживших мне источниками вдохновения. Ностальгические воспоминания не были моей целью, в этих работах я создавала свои собственные образы, которые теперь оказались принадлежащими старине и современности одновременно. Как и сама память, эти стеклянные объекты способны преодолевать пространство и время.