Йо-йо

Корпусная мебель (шкафы, комоды, секретеры, тумбы, стенки) - важнейшая часть современного интерьера. В основе каждого предмета корпусной мебели (от лат. corpus - «тело», «единое целое») присутствует несущий элемент - корпус, каркасного или щитового вида, на который монтируют другие детали. Основная функция такой мебели - хранение.

Предшественником всех существующих ныне предметов корпусной мебели был сундук. В глубоком прошлом в сундуках хранили буквально все - одежду, утварь, съестные припасы. Помимо этой своей основной функции сундук выполнял также роль сиденья или кровати. Мода на сундуки не проходила сотни лет. Их охотно использовали, как в знатных, так и в низших сословиях.

Постепенно сундук претерпел ряд трансформаций - встал на ножки и обрел двери - так появились тумбы, креденцы, буфеты. А перевернутый на бок сундук стал прообразом шкафа. Менялась не только конструкция, но и стилистика, и приемы отделки корпусной мебели. В готический период шкафы украшали резными деталями, подражавшими архитектурным формам - резными рамками и филенками> напоминавшими стрельчатые арки знаменитых соборов.

В эпохуВозрождения в Италии сундук преобразился в грациозное кассоне (cassone), украшенное росписью и интарсиями, выполненными прославленными живописцами и искусными ремесленниками. Конструкцию предмета подчеркивали архитектурные элементы — колонны, пилястры, ниши. Благодаря такой отделке предметы мебели становятся похожими на итальянские палаццо, только в миниатюре.

В период .позднего Возрождения в обиход вошли разнообразные комоды и застекленные буфеты (ведь в это время в Венеции научились изготовлять большие листы стекла и зеркала), а также кабинеты и дрессуары.

В эпоху барокко появилось еще больше новых типов и форм мебели. Но главное - возникло стремление к созданию единого ансамбля в интерьере, особенно дворцовом, и, как следствие, доселе разрозненные предметы мебели стали объединять в гарнитуры. Положение законодателей мебельной моды постепенно переходит от Италии к Франции. Дворцовая мебель в подражание динамичным архитектурным формам обрела столь же пластичные детали - витые колонны, разорванные фронтоны, скульптурную резьбу.

Во второй четверти века (во время правления Людовика XV) на смену монументальным барочным формам пришли более интимные, изысканные. В интерьере воцарился стиль рококо. Мебель стала более элегантной, хрупкой на вид. В интерьере возобладали нежные сочетания пастельных тонов, а предметы корпусной мебели нередко окрашивались в белый, розовый или бледно-зеленый оттенки. Излюбленным типом мебели этого периода стали "пузатые" комоды со вздутыми к центру формами, бюро, консольные столы. Интерьер дополняли изящные светильники и многочисленные зеркала, а на каминных полках, подставках-консолях и шкафах-горках размещались многочисленные декоративные вазы и фарфоровые скульптуры.

В архитектуре конца XVIII века преобладающим стилем стал классицизм. В этот период корпусная мебель вновь обрела четкие линии и классические пропорции. Поверхности красного дерева подчеркивали бронзовой отделкой, воспроизводящей древнегреческие и римские орнаменты. Правление Наполеона 1 в Европе принесло моду на стиль ампир, который стал завершением эпохи классицизма. Мотивы древнеримского искусства соединились здесь с древнеегипетскими, заново открытыми Европой после египетских походов.

В хх веке вместе с ростом среднего достатка населения существенно возрос спрос на корпусную мебель, для многочисленных учреждений и предприятий, контор, банков, школ также требовались предметы обстановки, Появились новые дешевые материалы, сделавшие дорогую до той поры мебель более демократичной, доступной широким слоям населения. В соответствии с изменившимися потребностями возникло новое направление в дизайне — «функционализм», Первыми новые идеи воплотили скандинавские архитекторы и дизайнеры Алвар Аалто (Финляндия), Арно Якобсен (Дания), Бруно Матсон (Швеция). В созданных ими образцах мебели подчеркивалась красота естественной текстуры дерева, элегантная пластика изогнутых деталей,

В середине хх века стала разрабатываться и внедряться типовая секционно-разборная мебель - так называемые мебельные «стенки», Принято считать, что первую в мире стенку придумал дизайнер Поль Кадовис в 1945 году. Создав набор из гардероба, комода, буфета и бара в виде секционных унифицированных элементов, он сразу решил проблему меблировки гостиной. Идея «готового» набора оказалась чрезвычайно востребованной, и стенки получили очень широкое распространение. У подобных гарнитуров был лишь один существенный недостаток - они продавались как нечто целое, составленное производителем. Реальные потребности клиента по элементам и размерам никак не учитывались.

Постепенно ситуация изменилась. Сегодня производители представляют не готовые наборы, а так называемые модульные программы или коллекции, включающие ряд предметов, сочетающихся друг с другом. Эти предметы объединяются общей стилистикой - повторяющимися декоративными элементами, дизайном фурнитуры, формой ножек,

Количество элементов модульной мебели у разных производителей разное, нередко насчитывает до нескольких десятков, или даже до сотни, Это одно- И двустворчатые шкафы, застекленные секции, стеллажи, низкие тумбы, угловые элементы, комоды с выдвижными ящиками и т, д. Вариаций на тему великое множество. Так, если навесить на корпус двустворчатого шкафа глухие фасады, получится гардероб, если приделать стеклянные дверцы - витрина, а если оставить горизонтальные полки открытыми, получится стеллаж для книг или сувениров. Так обычно и создаются модульные программы. Кроме того, в коллекции могут входить столы, журнальные столики и другие элементы.

Поэтому каждый потребитель сегодня может заказать подходящую именно для него систему хранения, собрав ее, как из конструктора. Если с течением времени потребности изменятся, купить недостающий элемент не составит труда. Конечно, чтобы в любой момент без труда получить определенную модель, нужно заказывать мебельные системы лишь у проверенных производителей,

Некоторым ограничением можно считать лишь предопределенные производителем габариты корпусной мебели. На выбор обычно предлагается 2-4 ширины высоты и ширины модуля, поэтому потребитель не всегда может получить подходящую к его интерьеру композицию.

РИМАНТАС ЛИСАУСКАС

Главный дизайнер галереи Neuhaus

Корпусная мебель была и остается одним из основных элементов интерьера, решенного как в классическом, так и в современном стиле. Профессионально подобранные и удачно вписанные в интерьер отдельные объекты или группы корпусной мебели дополняют друг друга, помогают архитектору создать функционально разнообразное и эстетически гармоничное пространство.

Модульные системы корпусной мебели являются хорошим дополнением в формировании и наполнении пространств. Они придают интерьеру функциональность и уют. Подобные конструкции практичны, так как являются универсальными системами хранения, отличаются гибкостью и вариабельностью компоновки, несложной сборкой.

Как и все элементы наполнения интерьера, предметы корпусной модульной мебели подбираются, исходя из поставленных заказчиком эстетических и функциональных задач. В соответствии с ними подбираются подходящие программы дизайнеров-разработчиков. А творческая «интерпретация» за рамками данной программы не всегда приветствуется, так как нарушает авторский замысел и не соответствует философии разработчика.

Подбор корпусной мебели ведется в соответствии со стилистической направленностью, функциональными пожеланиями, пропорциями и размерами помещения. На рынке дизайна мебели существуют два принципиальных направления: современное и классическое.

Несмотря на то, что современная мебель по правилам композиции отличается от дизайна классической мебели, есть свойство, их объединяющее: они произведены в настоящее время и не являются антикварной ценностью. Однако, отвечая на запросы рынка, дизайнеры разрабатывают мебель классической стилистики. И поскольку это, в основном, ассоциативная связь с конкретным историческим стилем, дизайну такой мебели свойственна легкая стилизация деталей и элементов, применение современных в производстве материалов. Наиболее ценной будет считаться та мебель, в дизайне которой присутствует современное прочтение и интерпретация классического наследия исключительно для гостиных в современном стиле, то сейчас этот метод взяли на вооружение и при конструировании классической корпусной мебели. Выяснилось, что модульные элементы прекрасно сочетаются с формами классического декора - пилястрами, карнизами, молдингами. Особой популярностью сегодня пользуются оформленные в классике медиатеки, а также эффектные рамы под ТВ, отделанные по периметру нарядным багетом. Такая мебель уже является не столько местом ддля хранения, сколько арт-объектом.

Внутреннее оснащение качественных современных шкафов продумано до мелочей. В гардеробах предусмотрены всевозможные варианты вешалок, выдвижных секций, ячеек, корзин. Сегодня ни один носок или галстук не будет потерян, если уложить его в предназначенную для него ячейку.

Специально оборудуются отсеки для хранения посуды, столового серебра. А, к примеру, заядлые курильщики могут заказать удобную систему для хранения сигар.

Хитроумные дизайнеры тщательно продумали и обустройство медиатеки. Сегодня мы, к счастью, можем забыть про протянувшиеся по комнате пучки электрических кабелей, уродующие интерьер. Ведь сейчас качественная корпусная мебель оснащается элементами кабель-менеджмента -умной, скрытой системой для прокладки проводов. Розетки для подключения техники можно вывести в любое удобное место, причем так, что ничто не будет портить внешний вид мебели.

Инновации продолжаются, но все-таки самые привычные предметы мебели, такие как шкафы, комоды, буфеты - остаются актуальными на сегодняшний день и возвращаются к нам в обновленном, порой еще более декорированном виде, чем их предшественники времен мадам Помпадур и Людовика ХУ.

демонстрации красивой посуды в столовых и гостиных охотно размещают витрины и «горки» С прозрачными стеклянными дверцами. По-прежнему актуальны буфеты. Кроме классических высоких с открытым верхом и закрытой нижней частью в продаже есть невысокие буфеты и креденцы, шкафы для посуды как с глухими, так и с застекленными дверцами. Чтобы подчеркнуть парадную атмосферу, в гостиной над тумбой или импозантным комодом нередко вешают красиво оформленные зеркала.

В гостиных часто размещают библиотеки. Сегодня популярны варианты как с открытыми, так и с застекленными секциями. Заказывая шкаф, можно предусмотреть крупноформатные ячейки для альбомов по искусству и мелкие ячейки для дисков и небольших книг.

Подавляющее большинство каркасов модульной мебели изготавливают из качественной МДФ, а фасадные поверхности ламинируют, покрывают шпоном из ценных пород дерева, лакируют. Иногда используют экзотические виды отделки - кожу, перламутр, металл.

Если говорить о производстве классических предметов мебели «соло», то здесь по-прежнему используют традиционные материалы и технологии. Выполненные из массива элементы нередко украшают резьбой, инкрустациями и интарсиями. Заимствуя формы и мотивы декора из репертуаров прошлых эпох и стилей, производители создают собственные творческие интерпретации, нередко утрируя, видоизменяя пропорции, придавая предметам необычные расцветки. Сегодняшняя мода изменчива - то на пике популярности оказывается гламурный стиль ар деко, то изящные рококо и шинуазри. Каждый волен выбирать то, что по душе именно ему.

ПИЛЯСТРЫ, КАРНИЗЫ, молдинги, можно ПРИДАТЬ ЭЛЕГАНТНЫЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ОБЛИК модульной КОРПУСНОЙ МЕБЕЛИ.

МАРИНА ПАШКОВА

Управляющая салоном BCeZZini в последние годы в нашей стране началось повальное увлечение встроенной корпусной мебелью. Действительно, очень удобно отсечь часть комнаты дверями-купе и использовать все пространство от пола до потолка, устроив там вместительный шкаф или гардеробную комнату.

Обходится встроенная мебель не дешевле предметов «соло», так как в такой мебели используются все те же дорогие материалы и механизмы. Для статусных вариантов традиционно используются ценные сорта дерева, кожа, камень. Казалось бы в этих материалах нет ничего нового. Но какова может быть отделка! Как только ни тиснят и не красят кожу, какие только детали ею не обтягивают. У покупателя есть возможность выбирать тонировку дерева, декоративные вставки из камня. При этом он чувствует себя гурманом - настолько «вкусная», интересная получается мебель.

Хотя главное предназначение мебели все-таки функциональность. Поэтому так хороши подвесные модульные системы, ведь они не загружают пространство и более индивидуальны, чем композиция из самостоятельных предметов (тумба под ТВ, витрины).

В основном, модульную мебель для гостиной производят В современном стиле. Это связано с тем, что для подвесной мебели не нужны такие важные составляющие в мебели классического стиля, как карнизы и ножки. Кроме того, такие композиции часто набираются из длинных узких модулей, тогда как в классике красиво смотрятся именно привычные, выверенные временем пропорции. В классическом стиле (как, впрочем, и в ар деко) на пике популярности рамы под ТВ с багетом по периметру.

Сегодня больше фабрик стало использовать систему "компланарного открывания" для двухдверных шкафов, в том числе с пульта.

При подборе модульной мебели без профессионала не обойтись. Архитекторы, насыщая проект мебелью, учитывают ее практическое использование, но, прежде всего, вписывают ее в интерьер, задают габаритные размеры. В этом есть великий смысл. При красивых пропорциях интерьер, в любом случае, будет выглядеть гармонично.