Крупномасштабные формы, которыми оперируют архитекторы, и интерьерные пространства, созданием которых занимаются дизайнеры, образуют реальную среду жизни людей. Современный город растет, развивается, и все больше цветоносителей участвуют в формировании его цветового облика, вследствие чего становится труднее их гармонизировать. В урбанистском обществе нарушены многие тонкие связи: среда потеряла чувство меры по отношению к цвету — важнейшему фактору, влияющему на работу глаз и эмоциональные переживания человека. Данная проблема усугубляется слепым следованием требованиям стихии рыночной экономики, которая не проникает в сущность социокультурных процессов. Это противоречит эстетической ценности пространственной среды, формирование которой является одной из основных целей профессиональной деятельности архитекторов и дизайнеров. Беспорядочной смене модных предпочтений, атрибутов китча и престижа может противостоять целостно сформированная и эстетически осмысленная предметно-пространственная среда, в которой цвет имеет решающее значение. Научно доказано, что та или иная цветовая гамма активно воздействует на психологическое состояние человека. Использование соответствующих красок способно улучшить унылый городской или промышленный пейзаж, оказать значительное влияние на настроение и здоровье людей. Этим и обусловливается важность цветовых составляющих пространства. Сегодня в архитектурных вузах обучаются архитекторы и дизайнеры, которым предстоит работать в ХХ1 веке. Высшая школа, не должна уклоняться от ориентации специалистов на будущее, поэтому учебные задачи, стоящие перед студентами, должны несколько отличаться от практических задач прошлого века. Развитие чувства пространства, чувства поэтичности и концептуальности интерьера невозможно на стереотипных примерах. Искусство интерьера порой забывает о самоценности и сакральности пространства. Человек, большую часть своей жизни проводящий в интерьерах, нуждается не только в деловых и полезных помещениях — он ищет пространство, наполненное духом поэзии и более высокой, не «житейской» истины.

В связи с этим становится актуальной проблема поиска эффективных методов обучения, связанных с формированием практических навыков, нацеленных на решение не только функциональных, но и эстетических задач.

Безусловно, качественный дизайн требует качественных материалов, хороших исполнителей, а следовательно, денег. Однако за всем этим должен стоять еще и высокий профессионализм. Даже при скудном финансировании можно работать, но для этого необходимо знать объективные закономерности восприятия цвета, уметь оценивать цветосочетания в масштабе, процентном соотношении и, конечно, в материалах-носителях. Чтобы наполнить пространство атмосферой, сформировать неповторимый образ, необходимо обладать творческим воображением. Архитектура и дизайн вместе образуют основу предметно-пространственного окружения, значительную часть «второй природы», которую создает вокруг себя человек. В пространстве «второй природы» человек, реагируя на свое окружение, формирует свое поведение и деятельность. Первое восприятие окружающей архитектурной среды — визуальное. Облик трактуется как то, что видит человек, а образ — как то, что он запоминает, что остается в его подсознании. Понятие «облик» часто заменяется терминами «пластика форм», «внешний вид», «архитектурнохудожественный облик». Исследователи отмечают связь облика со спецификой материального построения объекта и часто смешивают эти понятия. Облик — это непосредственно воспринимаемые человеком объективные характеристики архитектурной формы, т. е. отражение в сознании конкретных морфологических характеристик архитектурного объекта. В облике выделяются два аспекта: стабильный — то, что материально закреплено в объекте, и изменяемый — цвет. Рассматривая облик как непосредственно воспринимаемую чувственную реальность, принято считать его первым этапом формирования образа.

Информация, передаваемая цветом, воспринимается человеком на уровне подсознания. Выходя на уровень сознания, цвет фиксируется, становится атрибутом объекта, переходит в иное качество, но именно в цвете сильнее всего живет память о других сферах жизнедеятельности человека.

Цвет является одной из характеристик всех архитектурных элементов зданий и сооружений, влияет на формирование зрительного образа, трансформируя пространство, корректируя размеры элементов и их удаленность от наблюдателя, участвует в выявлении тектонической сущности архитектурного объекта, его метроритмических закономерностей, масштабного строя.

Используя цвет как прием, архитектор и дизайнер получают огромные возможности для воплощения своих идей. Однако важно понять, что цвет не только средство композиции, но и, как правило, ее смысл.

Процесс создания цветообраза подобен траектории полета пули. Чтобы попасть в цель, стрелок заведомо берет прицел с превышением. Он знает, что пуля не полетит по прямой: под воздействием ветра, гравитации, сопротивления воздуха ее траектория представляет собой дугу параболы.

Когда выстрел сделан, ничего изменить уже нельзя. Следует заранее учитывать все факторы: направление и скорость ветра, движение мишени и т. д. Стрелок берет прицел по прямой, а пуля, не долетев, зарывается в песок. Все, что в замыслах казалось откровением, после долгих мук создания эскизов оказывается любительской зарисовкой. Субъективное восприятие новичка приписало свойства искусства тому, что объективно не имело ценности ни с точки зрения колористики, ни с точки зрения композиции. И таких печальных примеров множество, поэтому опыт преподавателя и измеряется его способностью заранее предвидеть траекторию полета пули, т. е. предугадать тот эффект, который произведет на зрителя родившийся в фантазии студента образ.

Сущность работы архитектора и дизайнера состоит в том, чтобы в процессе творческого поиска найти и воплотить в жизнь новый способ комфортного, эстетического устроения предметно-пространственной среды.

Архитектурная колористика должна не только формировать элементы внешних цветоносителей пространственной среды, регулировать ее полихромию, в которой доминируют искусственные компоненты, но и целенаправленно прогнозировать комфортную одухотворенную эмоциональную сферу.