Основные методические задачи процесса обучения основам архитектурной колористики направлены на формирование и развитие воображения и профессионального мышления с помощью цвета. Воображение — способность сознания создавать новые образы (представления) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем жизненном опыте человека. Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция (чувство) может стать причиной активной деятельности воображения.

Отправной точкой для развития колористического мышления должна быть целенаправленная профессиональная установка на использование сложносоставных цветов. Локальные цвета в архитектурной колористике используются в малом процентном отношении к общей площади или только в качестве акцента. Сложносоставной цвет получается путем смешивания нескольких основных и дополнительных цветов — это минимально насыщенный и максимально светлый тон. Техническое воспроизведение сложносоставного цвета осуществляется поэтапно. Первая стадия аналитическая, она нацелена на получение необходимой информации о форме, структуре, функциях архитектурного объекта и его окружения для выделения тех факторов, которые непосредственно относятся к целям и задачам проектирования. На второй стадии определяют, из каких количественных соотношений локальных цветов состоит данный цвет, что зависит от назначения архитектурного объекта и образа, который хотел передать архитектор (теплая, холодная, нейтральная гаммы). На третьей, градационной, стадии определяют изменение цветового тона при его слиянии с серым цветом, который является ахроматическим и характеризуется только одной величиной — светлотой. Последовательное добавление серого цвета в получившийся сложный тон дает сложносоставной цвет, воспроизводимый в архитектурном объекте. При использовании описанной техники получаются разбеленные, ненасыщенные тона.

В современной системе архитектурного образования все дисциплины, от изобразительных до проектных включительно, начинаются с изучения композиции, поскольку она является основой формирования специалиста в любой сфере архитектуры. Архитектурная композиция — это та область, в которой студенты могут получить первый полноценный творческий опыт. Занятия композицией развивают креативность, под которой в современной психологии понимают относительно устойчивую характеристику личности, связанную с умственными процессами, ведущими к решениям, идеям, осмысленному созданию архитектурных или художественных форм воспроизведения замысла, теорий или любых продуктов, являющихся уникальными и новыми. Показатели креативности — беглость, гибкость, оригинальность образного мышления.

Архитектурная колористика как учебная дисциплина базируется на пройденных курсах архитектурной композиции (понятия «метр», «ритм», «пропорция», «масштаб» и т. д.). Абстрактная композиция в цвете развивает умение выполнять образно-ассоциативную композицию, руководствуясь ранее полученными знаниями и личным опытом.

Цвет в абстрактной композиции следует рассматривать и анализировать следующим образом: сначала в семантическом аспекте, который отвечает за содержательно-образный строй, далее — в конструктивно-символическом, включающем в себя закономерности построения формы, а затем — композиционном, который показывает различные способы организации плоскости и пространства с помощью цвета.

Самостоятельность цвета как средства архитектурной композиции определяется в диапазоне его взаимодействия с формой в архитектурной среде: цвет активно содействует выявлению характерных особенностей формы. Так, полихромия способна активно влиять на восприятие формы, выражать ее свойства, но в то же время целенаправленно и иллюзорно их изменять. Выявление особенностей сочетания цвета и пространственной формы в каждом архитектурном объекте и есть главная задача архитектурной колористи- ки. Выбирая цвет, следует учитывать специфику положения архитектурного объекта в пространстве, а также величину цветовой поверхности, ее влияние на восприятие формы и размеров материалов носителей архитектурного объекта. Цвет не должен доминировать над формой пространства, потому как является вспомогательным средством выражения образа объекта. Такая трактовка цвета должна изначально соответствовать понятию архитектурной колористики.