Первый вопрос, возникающий в сознании умного человека, таков: что есть в цвете, что взывает к человеку?

Иннайят Хан

Рассмотрим «изолированный цвет» как элемент системы восприятия при абстрагировании цветового признака предмета от ряда факторов (условия наблюдения, многообразие оттенков, изменяемость по светлоте и насыщенности).

Восприятие цвета как таковое относится к действительному изображению объекта, сформированному в нашем мозге с помощью органов зрения. Субъективное же восприятие основанно на личном опыте (благодаря зрительной памяти), внутреннем представлении об объекте и эстетических предпочтениях индивидуума. Синтез этих двух явлений определяет так называемую объективность восприятия, которую характеризует тот факт, что субьективные (психические) образы и явления нашего восприятия представляются интеллекту как объекты среды и отождествляются с нею (акт зрительного восприятия рассматривать как акт мышления).

Иными словами, цвет не определяется только физикой излучения или психологией восприятия по отдельности — он определяется ими в совокупности.

В интеллектуальных способностях человека выделяют два аспекта восприятия и мышления. С одной стороны, это образное, наглядное, конкретное восприятие и мышление, которое более свойственно людям с «художественным складом». С другой — схематический, абстрактный тип восприятия и мышления, с обобщением и словесным обозначением, который присущ преимущественно людям «мысленного склада». С этими двумя сторонами интеллектуальной деятельности непосредственно связаны понятия сознания и подсознания.

Цветовая символика — это только часть всех взаимосвязей и отношений между цветом и человеческой психикой. Обоснованием объективности цвета являются объективные законы цветового воздействия на человека, которые объясняют принципиальное сходство символических значений цвета в различных культурах [18]. История развития цветовых представлений показывает нам, что цвет может приобретать устойчивое значение, обозначая конкретные предметы или явления. Ассоциативный характер мышления позволяет человеку оценить устойчивость этих связей, признать способность цвета выступать в качестве знака определенной знаковой ситуации, выполнять определенные семантические функции [19].

Семантика цветообозначений на сегодняшний день является основной культурологической характеристикой, объединяющей людей по естественному семиотическому принципу цветового воздействия [20]. Несмотря на то что на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения (менялась их трактовка и отношение к ним), ядро цветовой символики оставалось неизменным. Содержание цветового символа остается даже в том гипотетическом случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций. Последние зависят от культурных традиций и опыта. В них явно содержится указание на то, что своим происхождением символические значения цветов обязаны объектам, которым они природно принадлежат [21].

Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Цвета имеют самостоятельные, не сводимые к влиянию объекта значения [21]. Как указывает А. Ф. Лосев, никто никогда не воспринимает цвет без этих и подобных впечатлений. Так, красный цвет вызывает возбуждение, именно он, а не мы сами. И, значит, возбужденность — его объективное свойство [22].

Цветовое значение в данном случае выступает как отражение в сознании человека совокупности непосредственных влияний цвета на него. Например, синему цвету соответствует ощущение холода не потому, что это цвет льда или воды, а потому, что электромагнитная волна определенной длины, идентифицируемая в нашем восприятии как синий цвет, оказывает такое влияние на нашу нервную систему и организм в целом, которое интерпретируется нами в форме ощущения холода. Получается обратная последовательность [23]. Таким образом, не отрицая роли предметных связей цвета в становлении его значения для человека, нельзя не отрицать объективный характер цветового воздействия на человека «изолированного цвета», об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований [21].

Ниже рассматриваются зрительные впечатления и ассоциации, вызываемые основными спектральными цветами, пурпурным и коричневым, а также ахроматическими цветами, их символическое значение и особенности воздействия на психологическое состояние. Приведенные фразеологизмы, идиомы и высказывания известных людей в сфере науки и искусства дадут возможность сопоставить различные мнения о том или ином цвете и порассуждать на тему его значения в жизнедеятельности человека.