Красный цвет зрительно воспринимается как очень близкий, выступающий; увеличивающий объем в ширину, тяжелый, горячий, яркий, активный, динамичный [3].

«Красный символизируется квадратом или кубом» (F. Birreri).

«Квадрат соответствует красному, цвету материи. Тяжесть и непрозрачность красного согласуются со статичной и земной формой квадрата» (J. Itteri) [24].

Действительно, хроматические свойства красного таковы, что он приближается к зрителю, выступает вперед и даже наступает [25].

При первом взгляде на красный цвет у большинства людей возникают сходные психологические ощущения — возбуждение, ощущение тревожности, страсти, жизнеутверждения; этот цвет настраивает на решительность. Красный способен быстро привлечь внимание к носителю данного цвета, зафиксировать взгляд на объекте.

Красный цвет является самым противоречивым. Мощное возбуждение психики от красного цвета носит весьма навязчивый характер, это своего рода принудительный стимул к активной экстраверсии, т. е. деятельности, направленной вовне личности. В этом принуждении участвует весь организм: учащается пульс, увеличивается артериальное давление крови и внутриглазное давление, учащается и углубляется дыхание, активизируется мускульная система, увеличивается скорость движений. Именно поэтому считается, что красные стены кафе располагают посетителей к более быстрому приему пищи.

В красном помещении уже через 10 мин производительность увеличивается на 26 %, так как увеличивается мышечное напряжение и скорость движений. Ускоряется также и умственная реакция. Однако при адаптации к красному цвету число правильно решенных задач снижается на 20 %, а производительность труда — на 34 % (после 20 мин адаптации). Появляется цветовое утомление, приводящее к дальнейшему снижению работоспособности [26].

Психологами отмечено, что ношение красных очков спортсменами повышает выносливость, выявляет бойцовскую решительность в характере [27]. При этом красный более характерен для молодых людей. Данный цвет помогает активно преодолевать жизненные препятствия, улучшает динамичность жизни и даже предприимчивость [26].

«Энергичные, здоровые, малокультурные люди находят особое удовольствие в этом цвете. Склонность к нему обнаружена повсюду у диких народов» (И. Гете) [24].

Как самый длинноволновой из цветов спектра, красный свет глубоко проникает в живые ткани, воздействуя на их питание; он способствует рассасыванию воспалительных процессов и последствий механических повреждений. Красным цветом лечат депрессию, неврастению, головные боли, головокружения [4, 26].

Исцеляющее свойство красного цвета было известно не только многим древним народам, но и целителям более позднего времени, а также современным исследователям.

«При концентрации на ярко-красном на пациента переходит воздействие, имеющее стимулирующий эффект на кровь и внутренние органы» (Парацельс).

«Красный и его оттенки используются врачом в случаях охлаждения и недостатка телесного тепла. Красная часть спектра имеет разогревающий эффект. При физическом освещении красный слишком силен, лучше употреблять легкие розовые оттенки — в случае меланхолии» (J. Hessey).

«Красный цвет — это согревающий элемент солнечного света с особенно активирующим эффектом на кровь и до определенной степени — на нервы» (D. Babbi).

«Облучение красным светом стимулирует рост животных и растений, повышает секрецию молочных желез у свиней, повышает кровяное давление у кроликов, несколько ускоряет заживление ран, повышает мускульное напряжение; затрудняет удержание равновесия» (М. Natumo, S. Mizutani, F. Ellinger).

«Инфракрасные лучи проникают в ткани человека до 50...60 мм. Красный рекомендуется при лечении солнечных ожогов, воспалений, ревматизма. Повышает давление и частоту пульса. Под его воздействием временные промежутки переоцениваются, а величина и вес предметов кажутся больше. Вариации красного предпочитаются экстравертами, поэтому его можно использовать для лечения меланхолии: он способствует отвлечению внимания от внутреннего и направлению его на внешнее» (F. Birren).

«Увеличивает возбуждение автономной нервной системы и коры головного мозга, способствует повышению тревоги и враждебности» (R. M. Gerard, К. W. Jacobs, J. F. Suess) [24].

Конвенциональное символическое значение красного цвета у всех народов выделяется в роли эмблематического цвета как богов солнца [28], так и богов войны и власти в целом [29]. В символизме красного цвета присутствует и негативный аспект: этот цвет иногда связывали со злом, особенно в египетской мифологии, где красный был цветом бога Сета [30].

В совершенно разных культурах красный цвет одинаково ассоциируется с любовью, жизнью, энергией, а также с войной, насилием, гневом, кровью и памятью о пролитой крови [31]. Красное — это средоточие бессознательного, физического, физиологического. Красные фонари, например, во всем мире указывают путь туда, где человека ждут плотские утехи [26].

Красное на белом может символизировать пролитую кровь и смертельную бледность. В первобытных ритуалах охра (красная минеральная краска) использовалась, чтобы «вписать жизнь» в мертвых, изобразить умерших людей полными жизни и энергии [30].

В иудаизме красный цвет символизировал не только разные мерзости и грехи, но и сам день Страшного суда. Однако одновременно красный украшал и стены первых иудейских храмов, и одежды первосвященников, и одеяния воинов [26].

В традиционном христианском искусстве красный цвет — это цвет жертвенной крови Христа и мучеников за веру, ревностной любви и огненных языков Святого Духа в день Пятидесятницы, поэтому как цвет крови он используется в облачениях, надеваемых для служб в честь мучеников. В католичестве красный цвет символизирует не только мучеников, но и Святую Троицу. Красный цвет кардинальской мантии означает рвение в вере, силу и достоинство [26]. В то же время красный — это цвет дьявола и ада.

В России красное стало синонимом красивого — красная площадь, красный угол и т. д. А также:

красный молодец, красная девица — о молодом человеке, здоровом, красивом, пользующемся симпатией у окружающих;

красное солнышко — в значении праздничности момента, а также как доброжелательное отношение к окружающим;

красный денек — солнечный, поднимающий настроение; красное словцо — острота, острая шутка, метко сказанное слово; красить — в значении «украшать».

Как уже отмечалось, одно из значений красного цвета связано, с одной стороны, с чисто физиологической реакцией организма (из-за стыда или смущения), а с другой — с психологическим признаком, ассоциирующимся с чем-либо недостойным, неприличным, безнравственным, позорящим. Выражения с таким значением встречаются как в русском, так и в английском языках. Например:

to get/have a red face — покраснеть от смущения;

to give someone a red face — вогнать кого-либо в краску, смутить;

red in the face — покрасневший, смущенный;

to blush/go red (букв. «вспыхнуть докрасна») — покраснеть от смущения; to become red in face — побагроветь от стыда, смущения, гнева и т. п. [32]. Среди немногих художников, которые сумели словами сформулировать то, что выражает цвет, В. Кандинскому в своей книге «О духовном искусстве» удалось очень точно описать красный цвет, не раскрывая при этом его психологического значения. Об оптическом красном цвете он сказал, что тот действует «проникновенно, как очень живой, полный воодушевления, беспокойный цвет, не обладающий легкомысленным характером желтого, используемого направо и налево».

В 1885 г. Ван-Гог с восхищением открыл: «Цвет сам по себе что-то выражает». Про свою картину «Ночное кафе» он написал в сентябре 1888 г.: «В своей картине „Ночное кафе“ я попытался выразить, что кафе является таким местом, где можно разорить себя, сойти с ума, совершить преступление. В конце концов я попытался с помощью контрастов нежно-розового, кроваво-красного и цвета дрожжей — все в атмосфере огненного ада — выразить притягательную силу мрака пивного заведения» [33].

Красное — это полное энергии проникновение и преобразование.

«Красный обладает волевыми свойствами; нечто внутренне активное, что само из себя создает свой характер. Красный цвет, равномерно заполняющий пространство, есть сияние жизни. При этом обозначении нужно изгнать из представления все, что в красном могло бы производить впечатление желтого или синего. Кто знает призматическое возникновение пурпура, не найдет парадоксальным наше утверждение, что этот цвет, частью актуально, частью потенциально, содержит в себе все остальные цвета. Действие этого цвета так же единственно, как и его природа. Он дает впечатление как серьезности и достоинства, так и прелести и фации. Первое он осуществляет в своем темном сгущении, второе — в светлом разряжении» (И. Гете) [24].

«Порог чувствительности к красному снижается при состоянии как радости, эйфории, так и гнева, раздражительности, злобы. Повышается при печали, тоске, грусти, тревожности, настороженности, страхе» (П. В. Яньшин) [34].

«Красный усиливает беспокойство, поэтому обеспечивает прекрасные условия для творчества. Он побуждает к активности и предпочтителен для действий, вызываемых эмоциями; он хорош для эмоционального фона, из которого возникают идеи и действия (но не для их вынашивания и обдумывания)» (F. Birren) [24].

В хроматизме красный цвет сублимирует архетип тотемизма. В сублимате красного заключено хроматическое проявление мужского бессознательного при нормальных условиях жизни и женского — при экстремальных [26].