Белый цвет зрительно воспринимается как приближающийся, увеличивающий объем; легкий, прохладный, очень светлый, пассивный, спокойный.

«Символ вечного противодействия со скрытой возможностью (рождение). Центробежное движение (как в желтом). Это есть нечто как бы молодое или, вернее, нечто, предшествующее началу, рождению» (В. Кандинский).

«Идеально сбалансированный цвет, чистый и естественный в своем влиянии» (F. Birren).

Белый цвет вызывает первое ощущение чистоты и стерильности, а общее его психологическое восприятие ассоциируется с ясностью, благородством, целомудрием (здесь уже прослеживается связь с символикой этого цвета)

Белый — синтез всех цветов, это как бы идеальный цвет, цвет мечты. В нем одновременно и блеск света, и холод льда. Данному цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, так как белый никогда не отталкивает. Белый цвет характеризуется завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полную свободу и снятие препятствий. Его фундаментальное качество — в нем все цвета. Но избыток белого цвета ведет к негативным последствиям.

«Общее представление: пространственный свет; умственные ассоциации: прохлада, снег; объективные ассоциации: чистый, беспримесный, бесхитростный, искренний, юный; субъективные ассоциации: сияние духа, нормальность» (F. Birren).

«Белый — это образ-отражение духа в душевном» (Р. Штейнер).

Белый цвет и свет являются нормой цветовосприятия. Психологи в предпочтении белого цвета над серым и черным видят стремление человека освободится от неких обременительных связей и начать новую жизнь. Как черный и серый, белый — это фон для полихромного цвета. И этот фон очень сильно повышает интенсивность находящегося рядом с ним цвета. В психологии белый цвет считается цветом без эффекта; это чистая доска, на которой еще предстоит написать нечто содержательное.

Белый цвет управляет функциями эндокринной и зрительной систем. Белая одежда делает кожу мягче и нежнее. Лечение белым цветом проводят только в комплексе с другими цветами (зависит от недуга). Он осветляет, очищает все цвета в организме, избавляет от скованности.

Белый цвет — символ чистоты, мудрости, невинности, безмятежности души, мира, духа просвещения. С древних времен данный цвет ассоциировался с духом предков и наделялся свойствами очищения и божественности. В древних обществах он олицетворял союз мужчины с женщиной (семя) и матери и ребенка (молоко). В обычных условиях жизни племени белый служил символом женских качеств. В Африке белые одежды носили жрецы, так как он оберегал и давал возможность зачаровывать. Наряду с этим белые одежды надевали в период траура о почтенном человеке (обычно же цвет траура был серый и черный).

В иудаизме белый был символом высокой, чистой сущности. Одежды белого цвета носят ангелы и праведники. Индийская традиция наделяет этот цвет значением космической настроенности прозрения. Белый — цвет касты брахманов, которые на протяжении тысячелетий сохраняли неизменными традиции общества. Буддизм наделяет белый цвет самообладанием и высшей духовной трансформацией через женственность мира. Конфуцианство характеризовало его как истину, долг и самопожертвование, а также справедливость и печаль.

В античном мире в белое одеты жрицы Афродиты. Существовал миф о Белой скале, пролетая мимо которой, души умерших теряли память. Платон наделил белым цветом совестливую часть души, которая чтит законы, традиции и нравы общества.

В христианстве белый цвет олицетворяет божественный свет Бога-Отца. За этим же цветом закреплен иконописный канон Богоматери и Святых девственниц. Белые ризы надевают в Рождество Христово, Преображение, Благовещение, Пасху, а также при крещении, венчании, погребении, ибо эти действа характеризуются переходом в новую форму существования души. В католичестве, кроме того, белый цвет означает святых, не испытавших мучений.

В русской традиции белый является особенным цветом. По славянским преданиям, сама Земля создана из молока, разлитого по Млечному Пути (а молоко, само собой разумеется, белого цвета). У славян встречается прямо-таки священное отношение к белому цвету: это символ праведного пути, символ созидания и добра. Не случайно в преданиях и сказаниях встречается и белая Царевна-Лебедь, и, к примеру, бел-горюч камень. По преданиям, бел-горюч камень упал с неба — на нем были высечены божественные законы. Так бел-горюч камень связал людей с Богом, связал два мира — явленный, дольний и невидимый, небесный, горний. И даже рай в славянской мифологии называется Беловодьем.

Обыкновенно белый цвет ассоциируется со святостью, чистотой и целомудрием и одновременно со смертью. Смерть в белом цвете — телесна. Отсюда и белый саван, и траурные одежды из неотбеленного, но не белого холста на Востоке.

В хроматизме белый цвет является сублимированным архетипом рационализма. В хроматической модели интеллекта он сублимирует функции общемирового материнского сознания. В хроматической модели времени характеризует прошлое. Серый цвет и его оттенки (светло-серый, серый, темно-серый) воспринимаются по впечатлению расстояния как отступающие, удаляющиеся; все сокращают объем или нейтральны по этому признаку; 1-й воспринимается легким, 2-й — неопределенным по массе, 3-й — тяжелым; по впечатлению температуры: первые два нейтральны, 3-й — холодный; по впечатлению яркости (светлоты): 1-й — светлый, 2-й — тусклый, 3-й — темный; по впечатлению движения все оттенки серого статичны.

«Символ бездушной неподвижности. И чем серое становится темнее, тем больше возрастает перевес безутешного и выступает удушающее» (В. Кандинский).

Серые цвета психологически создают первое ощущение спокойствия, инертности, настроение грусти, меланхолии.

«По семантическому дифференциалу имеет самую низкую оценку, является самым пассивным, очень слабым и низко оцениваемым» (F. M. Adams, Ch. Osgood, J. Williams, J. Morland, W. Underwood).

«Производит наименьшее возбуждающее воздействие» (Л. Сивик).

Серый сочетает в себе противоположные качества черного и белого, чувствует себя ненужным и чужим и никогда не станет первым — у него нет к этому стремления. Серый цвет считается одиноким, так как живет на границе черного и белого. Люди, предпочитающие этот цвет, не верят, что эмоции могут что-то решить, не верят в искренность, считают, что эмоциональность хороша при определенных обстоятельствах. Серый цвет стабилизирует процессы вокруг себя, но выглядит всегда раздвоенным, истощенным.

Людям, которые хотят остаться непознанными, хотят оградить себя от всякого влияния, а также переутомления и напряжения, психологи советуют носить серый цвет. Поэтому У. Бер отмечал, что «...серый костюм — самая популярная форма одежды. Он говорит об исполнительном, стремящемся к успеху и уверенности в завтрашнем дне мужчине».

Однако серый не так прост, как может показаться на первый взгляд. Психологи выделяют по меньшей мере три оттенка этого цвета: светло-серый, серый, темно-серый. Предпочтение светло-серого указывает на готовность к переживаниям, легкую возбудимость, желание контактов с окружающими. Собственно серый говорит о стабилизации и установлении порядка. Темносерый выражает стремление к телесно-духовному удовлетворению.

Серые цвета символизируют строгость, замкнутость, благородство, скромность, а также печаль, грусть, тоску.

Серый цвет — цвет отречения, смирения, меланхолии, безразличия и (в современной терминологии) сравнения для скучной рассудительности. Несмотря на его тонкую красоту, это цвет, который наиболее часто символизирует бесцветность, неопределенность. В нижеследующих примерах наиболее ярко отражаются эти значения:

некто в сером — загадочная, неопределенная личность; символ рока, судьбы;

серый кардинал — человек, который находится «в тени», но в руках которого сосредоточена фактическая власть;

серая кость — о человеке низкого происхождения.

Как цвет праха, серый иногда ассоциируется со смертью, трауром и душой. В христианских религиозных общинах он символизирует отречение [30].

В археологии серый цвет керамики называют цветом смены времен, так как он предшествует возникновению новой культуры. Согласно многим космогоническим представлениям древних, человек был сотворен из глины, грязи, пепла и праха земного. «Ибо создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт. 2: 7). Во многих языках до сих пор «человек» — это мужчина. Одежды современных мужчин также серые — «из праха и пепла».

В Древнем Китае серым цветом изображается лицо богини в экстремальной ситуации устрашения противника. Цвет траурных одежд на Востоке — серый (это цвет неокрашенного холста, который европейцам показался белым). Античный мир также наделял серый значениями траура по умершим как отказ от ярких цветов.

В христианстве за этим цветом закрепилось значение телесной смерти и духовного бессмертия. Пеплом посыпали голову в трауре, так как пепел символизирует раскаяние. В раннем христианстве серый символизировал не столько нищих и убогих, сколько странствующих монахов.

В исламе же серый цвет воспринимается как цвет злодеяний и несчастий, напоминает о забытой чистоте и боли. В персидской поэзии дым — символ печали.

В Средневековой Европе серый цвет считался цветом высшего света. И одновременно в геральдике он означает печаль и страдания. В каббале серый — цвет мудрости. На Западе «серость» многим кажется самодостаточной, поэтому русское выражение «сплошная серость» на Западе поймет далеко не каждый (если под «серостью» понимать третье сословие, т. е. мещан, то весь Запад держится именно на нем). В России с начала XX в. «серость» и «зло» стали синонимами. Россия выбрала крайности — абсолют черного и белого. Никакой середины, тем более «золотой середины» [26].

Серый цвет является сублимированным архетипом хроматизма. В хроматической модели интеллекта он проявляет творческие черты общемирового подсознания. Временной аспект этого сублимата — незаметное настоящее [35].