Самая детальная информация купить подушку киев у нас на сайте.

Стилизация — это намеренная имитация формальных признаков и образной системы произведения в новом, необычном для него художественном контексте.

В применимом только к пластическим искусствам смысле стилизация — декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы, объемных и цветовых соотношений. В декоративном искусстве стилизация — закономерный метод ритмической организации целого; наиболее характерна стилизация для орнамента, в котором благодаря ей объект изображения становится мотивом узора. В станковое искусство стилизация вносит черты повышенной декоративности [44].

В целом, стилизация — это жанровое подражание чему-либо, попытка представить предметы или фигуры в условно-упрощенной форме. Достигается стилизация упрощением и обобщением внешней формы в соответствии с ее границами, изменением абриса, преобразованием объема в плоскостнодекоративную форму с предельно выразительным силуэтом.

Возможна также интерпретация исходной формы — намеренное, сознательное искажения форм. Такую стилизацию можно назвать целостной и локализовать ее на уровне творческого метода. Для успешного применения подобного метода необходимо отчетливо осознавать различия в принципах и закономерностях формообразования стилизуемого образца и стилизующей композиции. В случае отсутствия такой дистанции вместо стилизации возникает репликация — повторение оригинала с небольшими изменениями в деталях. Репликация отличается от копирования и представляет собой сниженный уровень композиционного мышления в сравнении с более творческим методом интерполяции, т. е. прямым использованием технических приемов и тем в условиях влияния вкуса времени [45].

Перечисленные способы создания художественного образа основаны на ретроспективном мышлении. В границах учебного задания по стилизации важна не цветовая гамма как источник художественной образности того или иного произведения, а использование гармонии извлеченного цветового строя.

Стилизация отличается от стилизаторства. Первое предполагает целостность формообразования, осуществление единого принципа или выбора одного мотива в качестве формующего материала (например, изогнутой линии, пронизывающей самые разные формы в искусстве ар нуво). Стилизатор, напротив, пользуется избирательным методом, вычленяя какой-либо мотив из исторического целого и используя его произвольно, вне контекста, разрушая тем самым целостность композиции. Поэтому искусная стилизация может создать стиль, стилизаторство же неминуемо приводит к эклектике (отсутствию стилистической целостности). Дизайнер-стилист создает целое, стилизатор — частное. В традиционных культурах Востока, например, целостная стилизация противопоставляется натурализму и является универсальным принципом художественного творчества. По этой причине применение европейского термина «стилизация» к восточному искусству является некорректным.

Помимо целостной ситуации, предметом художественной игры могут избираться отдельные темы, формы, мотивы, приемы формообразования. Иногда подобный творческий метод так и называют — «стилизация мотива».

Иное значение термина «стилизация» — подчинение композиции отдельного художественного произведения условиям более широкого целого — ансамбля с ранее сложившимся стилем, в который это произведение включается на правах составной части. Понимание декоративности как качества, возникающего в результате стремления дизайнера органично вписать свое произведение в окружающую среду, позволяет называть подобный метод декоративной стилизацией. В одном случае стилист мысленно переносится в иную историческую эпоху, в другом — стремится органично мыслить в сложившейся до него пространственно-предметной среде. Поэтому ретроспективную стилизацию можно назвать временной, а декоративную — пространственной. Декоративная стилизация наиболее полно проявляется в декоративном и монументально-декоративном искусстве: в оформлении интерьера, монументальной росписи, мозаике, фреске, витраже. В крайнем выражении декоративная стилизация приводит к геометризации и орнамента- лизации изобразительных форм. Вот почему стиль наиболее ярко проявляется в орнаменте, который часто называют почерком эпохи. Орнаментальные формы наиболее абстрагированы от внешних факторов, и их стилистические свойства легко узнаются.

Истинно художественной стилизацией является новизна образа привычных предметов в отличие от поверхностного подражания отдельным формальным элементам. Художественная стилизация часто сопровождается контаминацией (воссоединением) различных тем, сюжетов, образов. Это характерно, к примеру, для росписи дельфтских фаянсов XVII в., в которых мотивы сельского голландского пейзажа соединяются с «китайщиной». Голландские мастера стремились в своей работе точно воспроизводить образцы более дорогого китайского фарфора, но талант брал верх, и под их кистью появлялись невиданные пейзажи. В период модерна чешский художник А. Муха изображал красавиц, преображая их облик согласно моде своего времени, но славянин с парижским образованием создавал, как отмечали его современники, «антично-славянские» фигуры.

Любая стилизация предполагает долю эклектичности, поскольку дизайнер, обращаясь к прошлому, невольно в той или иной степени проецирует на него настоящее — собственное мастерство, технический навык, академическую выучку, знания истории искусства, воспитанные иным временем и другими обстоятельствами. Поэтому в прототип привносятся чуждые ему элементы позднейших художественных форм. Однако эклектика, возведенная в принцип и творческий метод, отличается от метода стилизации. Эклектическое мышление предполагает намеренное, программное смешение элементов разных художественных стилей. Так, превосходными, изысканными стилистами были художники объединения «Мир искусства» — А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, а их соратник Л. Бакст, не менее замечательный художник, был стилизатором и эклектиком.

Творческий метод, противоположный стилизации, можно назвать натурализацией. Когда изображение становится предельно иллюзорным и возникает эффект «обмана зрения», удовольствие, испытываемое от отождествления объекта и его изображения, имеет не художественный и даже не эстетический характер. Поэтому натурализм в искусстве не имеет стиля: чем больше натуралистичности, тем меньше стильности. Однако иллюзорные настенные росписи, перспективные плафоны, парковые картины-обманки, «натуральные» цветы на фарфоре могут создавать художественный стиль в ансамбле с интерьером и другими предметами. Этот художественный парадокс объясняется тем, что, несмотря на натуралистичность, декоративная функция подобных предметов обеспечивает контекст — их взаимодействие в историческом времени и художественном пространстве. Образный смысл ввиду такого взаимодействия заключен не в отдельной форме, а возникает в результате обыгрывания ее связей с окружающей средой. Если «правила» такой игры недостаточно ясно определены дизайнером и от этого не прочитываются зрителем, стилизация не возникает и натурализация вместо игрового приема превращается в банальный натурализм, т. е. во внехудожествен- ное явление [45].

На рис. 44—46 представлены студенческие работы неудачной стилизации и удачной трансформации картин известных художников.