В искусстве конца XIX — начала XX вв. широкое распространение получил прием трансформации формы. В первую очередь это касается таких направлений, как фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм и др. Механические формы многих произведений явились результатом влияния научно-технической революции, с одной стороны, и развития различных направлений в искусстве — с другой. Например, представители фовизма считали деформацию одним из важнейших композиционных приемов. Чаще всего она достигалась сознательным изменением цветовых отношений. Фовисты понимали деформацию как прием абстрагирования от реальной действительности в интересах произведения, при этом они разграничивали понятия деформации и стилизации. Последняя рассматривалась как способ усиления черт действительности средствами той же действительности: в изображаемых предметах подчеркивались качества, заложенные в них природой.

Трансформация — это изменение формы элементов композиции в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т. д. Особое значение для придания выразительности художественному образу имеют пропорции. Пропорциональное соотношение частей с целым дает различные вариации его трактовки. Метод трансформации является пробуждающим подходом, он как нельзя лучше раскрывает творческий потенциал дизайнера. В его рамках ставится акцент на осознание студентом своих возможностей и, в соответствии с этим, развитие и переосмысление важности цвета: площадь восприятия цвета в контексте использования готовой цветовой гаммы; восприятие гармонизированной гаммы в зависимости от преобладания того или иного цвета [46].

Примеры студенческих работ по практическому заданию «Стилизация и трансформация» приведены на рис. 47—49.