Стратегической целью данного задания является формирование достаточно высокого уровня воспроизведения колорита предложенных произведений живописи.

Тональная соподчиненность определяет характер каждого цвета цветовой системы, который не исчерпывается тремя основными характеристиками — светлотой, насыщенностью и цветовым тоном. Цвет является мощным средством идентификации и потому может использоваться в качестве стилеобразующей константы. Процесс «перекладывания» натурного изображения картины может быть осуществлен в несколько стадий, и каждая стадия может использоваться как самостоятельная композиция в зависимости от задач, стоящих перед архитектором или дизайнером.

В общей схеме этот процесс можно представить так: натура ^ сама картина ^ стилизованное геометрическое обобщение картины ^ трансформирование полученной цветовой гаммы в собственную композицию. Более подробная схема: натура ^ реальное изображение ^ стилизация с различной степенью обобщения, но с учетом площади каждого цвета ^ трансформация ^ авторская композиция с собственным выбором площади того или иного цвета из воспроизведенной гаммы.

Для каждой стадии характерны определенные приемы графического эс- кизирования. Студенты должны научиться преобразовывать натуру на любой из стадий процесса, практически применять приемы стилизации и трансформации, различать и интерпретировать чрезвычайно тонкие оттенки цвета, рассматривать цвет независимо от предметных связей.

Задание 1. Стилизация. Найти композиционное размещение изображений на рабочей плоскости листа бумаги, передать характерные формы и их пропорции, а также линейно-тоновые отношения, достичь целостности и выразительности в отображении заданной картины.

Одной из важных особенностей стилизованных изображений данного задания является отсутствие перспективного сокращения, что позволяет выявить ритмическую организацию повторяющегося цвета. В плоскостных изображениях существуют свои композиционные особенности, основанные на отсутствии перспективного сокращения. Поэтому цветовые пятна, линии не разрушают плоскость, а выявляют ее путем относительного композиционного равновесия. Изображение решается в значительной степени заданным повторением цвета бесконечное число раз.

Для создания плоскостных стилизованных изображений целесообразно применение такого графического средства, как пятно. Пятна не должны иметь внутри тоновых модуляций, «размывающих» их плоскость; цвет должен ровно лежать на плоскости.

Стилизация проводится на основе общей композиционной схемы картины. Первоначально определяется размер и форма композиционного пятна на декорируемой плоскости и центральных элементах композиции, разрабатывается общая структура расположения элементов на плоскости. Далее ведется детальная разработка элементов композиции. При сохранении общей структуры композиции допускается свобода в решении частных центральных и дополнительных элементов: черты оригинала, имитируемые в стилизованном произведении, гипертрофируются и получают обобщенное толкование.

Стилизованная композиция, сознательно выполненная по какому-либо образцу и повторяющая до мельчайших подробностей цветовую гамму, должна быть связана с учением об эстетическом освоении наследия колористической культуры.

На основе стилизованной композиции создаются собственные композиции, которые могут не учитывать авторский стиль художника. Гармония цветовой гаммы известных живописных произведений используется в целях наиболее полного и всестороннего познания эстетической ценности колористических сочетаний и помогает созданию новых гармоничных сочетаний.

Задание 2. Трансформация. Найти композиционное решение (выбор величины изображения элементов); умело ввести фон (если этого требует замысел), который поможет выразительно показать каждый цвет скопированной гаммы в гармоничном единстве.

Студент должен проанализировать и показать на практике знание линейно-конструктивного изображения пластики форм. Изображение обычно бывает многозначным по формальным характеристикам и допускает не одну интерпретацию.

Процесс трансформации делится на два этапа. На первом этапе выполняется графическая зарисовка композиции. Второй этап — это непосредственная работа с цветом. В процессе трансформации достижение изменений восприятия одной и той же гаммы цветов происходит как за счет пластического изменения композиции, так и за счет количественного изменения соотношения площадей того или иного цвета данной гаммы. Выполняя данное задание, студенты учатся правильно использовать готовые гармонизированные гаммы. Это важный этап, на котором происходит глубокое прочувствование эстетики цвета. Одновременно с этим ощущения и реакции на изменение количественного соотношения цветов в одной и той же гамме либо усиливают ее, либо разрушают, что значительно эффективнее любых других методов.

Трансформация — это познание и работа этапами, которые делают возможным приход к целостности композиции. Все части остаются победителями процесса создания органического единства восприятия целого, где цвет не разрушает, а усиливает композицию. Созданные в рамках данного задания трансформации как линейной формы, так и площади цвета одного относительно другого, позволяют сделать вывод об изменении выразительности цветовой гаммы.

На рис. 50—54 представлены примеры студенческих работ по практическому заданию «Стилизация и трансформация».