На протяжении веков основная функция обеденной комнаты - принятие пищи - мало менялась. Изменения коснулись лишь способов оформления этого помещения в зависимости от предпочтений хозяев и моды на существующие стили. Однако в истории столовой были разные периоды. «В далеком прошлом специальных комнат для обедов и застолий не существовало, -рассказывает владелица французской шелковой фабрики Антуанетта Розе. - Знатные семьи выбирали место для обеда в зависимости от настроения. Так как в замках было множество помещений, то вельможи просили слуг накрыть стол каждый раз в новой комнате. Это могли быть гостиная, спальня и даже комната для карточных игр. Выбор был обусловлен исключительно предпочтениями членов семейства. Слуги, обслуживающие хозяев, послушно исполняли любые капризы». Начиная с XIX века и до окончания Второй мировой войны столовая комната как таковая практически исчезла. Лишь с развитием среднего класса и появлением нуворишей она вновь стала появляться в частных домах.

По особым случаям в комнатах для обедов устраивались настоящие застолья с изысканной сервировкой и деликатесными блюдами. Эта комната всегда считалась представительской, поэтому большое значение имело не только оформление интерьера, но и освещение. «Принятие пищи требует приглушенного света, - объясняет Йоханнес Рат, представитель фабрики венского стекла Lobmeyr. - В давние времена такая обстановка считалась обычной благодаря тому, что единственным способом освещения были свечи. Вплоть до начала XIX века в домах вешали металлические люстры, которые украшали разным хрусталем в зависимости от значимости праздника. А зажигали исключительно по особым торжествам.

С появлением электричества стало возможным создавать такие люстры, свет которых падает непосредственно на стол, освещая красивую сервировку и вкусные блюда». «Одно время стало модным боковое освещение: бра или торшеры, - продолжает Рат. - Но в последние пять лет предпочтения изменились: все чаще люди вешают в столовой именно люстры. Они служат не столько источником света, сколько являются неотъемлемой частью современного интерьера».

Если проследить историю обеденной комнаты, то одно из основных изменений состоит в том, что современная столовая часто соседствует с открытой кухней. «Исторически традиционные столовые соединялись с кухней отдельным небольшим помещением - сервировочной, и никогда не были совмещены с кухней», -рассказывает владелец собственного дизайн-бюро в Нью- Йорке Кирилл Истомин. В современном интерьере мы видим совсем другую картину: совмещенные кухня и столовая, между которыми нет свободного места. «Сейчас люди хотят больше пространства, - замечает Антуанетта Розе. - Не слишком обеспеченные люди предпочитают иметь большую гостиную с обеденным столом и удобную кухню. А в богатых домах по-прежнему выделяют под столовую отдельное помещение».

По мере того как менялись местоположение и концепция столовой, менялось и оформление. Особенно это касается рождественских и новогодних праздников. Забывая об отсутствии всяческих правил, обеденные комнаты по всему миру в это время оформляются если не в едином стиле, то одинаково празднично и ярко. Клаудия Ут, представительница фабрики королевского фарфора Augarten, объясняет тягу к ярким деталям так: «В канун Рождества и Нового года на улице, как правило, холодно, поэтому все стремятся к ярким, сияющим вещам.

То же касается и интерьера, который хочется оформить нарядно: богатое убранство комнат, лучший фарфор на столе и много-много блеска». «Декор, безусловно, должен быть ярким, - соглашается Антуанетта Розе. - Во Франции мы проводим Рождество с семьей и детьми. И праздник организовывается так, как и тогда, когда мы сами были детьми, и он казался нам настоящим волшебством.

Это значит, что, несмотря на моду, многие детали передаются из поколения в поколение: рождественские дерево, пироги и сияющий декор праздничной столовой».

Современный подход к оформлению столовой зоны во многом зависит от вкусов хозяев дома. Здесь нет определенных правил, не существует стандартных цветов и форм. «Ключевую роль в оформлении играет фантазия, -убежден Кирилл Истомин. - Главное, чтобы все предметы интерьера столовой сочетались и были функциональными».

Чтобы создать праздничную атмосферу, Кирилл Истомин предлагает использовать больше декоративных акцентов: «Например, можно выбрать композиции с многочисленными маленькими букетами для каждого из гостей вместо единой цветочной композиции в центре стола».

Еще одним праздничным акцентом могут стать большие свечи в стеклянных колбах, размещенные не только на столе. Дизайнер советует: «Лучше отказаться от бумажных салфеток. Для торжественной сервировки больше подойдут накрахмаленные салфетки из льна, перевитые атласной лентой, в которую можно вплести пару-тройку шишек или экзотических вечнозеленых растений и дополнить композицию роскошным бантом». Антуанетта Розе также призывает выбирать салфетки из натуральных материалов: «Пожалуйста, не используйте бумагу и полиэстер - только хлопок!

Учтите, что есть два правила. Первое - материалы как важная часть декора должны сочетаться, например, с праздничными рождественскими цветами: красным, темнозеленым и белым. И второе - текстиль должен быть однотонным, на его фоне каждая деталь на столе станет ярким акцентом».

Также существуют интересные решения и для дополнительного освещения новогоднего интерьера. Например, можно поставить

на столе эффектные низкие греющие свечи в стеклянных подсвечниках - они будут идеально сочетаться с конфетти из золотой фольги, разбросанной по скатерти. Те же свечи, но расположенные на серебряном блюде, добавят блеска и выразительности новогодней сервировке. А композиция из нескольких свечей одинакового диаметра и разной высоты создаст не только идеальный контраст света и тени, но и станет одной из самых эффектных деталей праздничного убранства. Электрические гирлянды, украшающие гостиную, - источник дополнительного, яркого и новогоднего освещения. Для стола со стеклянной столешницей они могут стать настоящей находкой. Расположив гирлянду под стеклом, можно оригинально подсветить новогоднюю сервировку. Собрав несколько еловых веток и поставив их в вазу в центре стола, достаточно обвить их мелкой гирляндой лампочек-бисеринок - и получится самая оригинальная мини-елка, к которой будет приковано внимание каждого гостя!

Идеальную столовую создать нелегко - отчасти потому, что простого следования правилам здесь недостаточно. В каком бы стиле ни была оформлена эта зона, она должна сохранять индивидуальность и отражать характер хозяина. Идеальная столовая Йоханнеса Рата представляет собой открытое пространство, совмещенное с кухней. Два стола: один маленький - в кухне, второй большой, например, на восемь персон

- в центре обеденной комнаты. И, как дань старым временам, здесь обязательно должен быть диван. Для Клаудии Ут в столовой приоритетным элементом является освещение: «В этой комнате должны быть огромные окна и много света. И обязательно

- большой обеденный стол для друзей, украшенный ярким текстилем, современным фарфором, стеклом и изысканными столовыми приборами. Интересно смотрятся на праздничном столе винтажные предметы декора». Кирилл Истомин отмечает, что есть множество вариантов сделать столовую красивой, так что выбор может затянуться: «Для меня идеальная столовая каждый раз новая. Она может быть сделана в роскошном, причудливом китайском стиле или оформлена в строгой бежево-коричневой гамме

- главное, чтобы она запоминалась и не была безликой. Я предпочитаю более классическое видение столовой, где она представляет собой отдельную комнату, соединенную с кухней через специальное помещение сервировочной. Мне всегда нравились в столовых камины, картины и декоративные тарелки на стенах. Интересно смотрятся два отдельных стола вместо одного большого. В дизайне столовой очень важна функциональность, а это значит - больше поверхностей, на которых можно сервировать блюда с едой».

В свою очередь, Антуанетта Розе стремится к тому, чтобы столовая в ее доме была не просто одной из комнат - в ней должны быть тепло и уют: «Это место, где вся семья и все, кого вы любите, собираются вместе. Здесь должно быть уютно и тепло благодаря огню в камине, вкусной еде - сладостям, пирогам, фруктам, шоколаду, разложенным в красивые тарелки. Чтобы сделать интерьер красивым и уютным, есть один секрет: используйте только качественные вещи. Например, ничто не сможет сравниться со старинным блюдом, перешедшим по наследству от бабушки».

По мере того как менялось местоположение столовой, менялось и ее оформление. Особенно это касается новогодних и рождественских праздников, во время которых обеденные комнаты по всему миру оформлялись если не в едином стиле, то одинаково празднично и ярко. Богатое убранство, лучшии фарфор на столе и много-много блеска.

В ПРАЗДНИКИ НА СТОЛ ТРАДИЦИОННО СТАВИТСЯ ТОЛЬКО ЛУЧШАЯ ПОСУДА. КОНФЕТНИЦЫ, САЛАТНИКИ, МЕНАЖНИЦЫ И САМЫЕ ЭФФЕКТНЫЕ ТАРЕЛКИ

Богатый выбор Согласно этикету каждому гостю предназначается не меньше трех тарелок. Однако определенных правил относительно стиля или цвета посуды нет. На пике моды - азиатская стилистика. Тарелки с рисунками в характерной технике восточных мастеров, изображающие птиц, цветущие деревья или актуальных для Нового года драконов, поражают выдержанностью и экзотичностью. По-прежнему актуальны тарелки с классическим рисунком или посуда в традиционной черно-белой гамме. Тарелки с золотыми и рельефными деталями по кромке также пользуются популярностью, но требований к ним прибавилось. Для максимального эффекта позолота должна представлять собой сложный рисунок, а рельеф быть тонко выполнен и плавно переходить в ажурное фарфоровое кружево. На новогодний стол принято ставить тарелки из фарфора; подчеркивающие праздничную атмосферу. Но если вы задумали провести зимние праздники в загородном доме, то керамические тарелки в стиле прованс или кантри будут более уместны.