Начиная с самой первой гостиной, которая появилась несколько веков назад, возможности этой уникальной комнаты менялись и расширялись.

От приюта для странников, оформленного весьма скудно и практично, гостиная сначала превратилась в выставку охотничьих достижений хозяина дома, а затем в музей, где демонстрировали самые дорогие и экзотические предметы, собранные во время далеких путешествий.

Современная гостиная имеет представительский характер: семья стремится в ее интерьере выразить свои приоритеты, вкусы, позиции в обществе. Одной из важных тенденций последнего времени становится большая площадь гостиной. Карен Бальян, профессор Международной академии архитектуры, объясняет это так: «Все мы из советского прошлого, и понятие «идеальной гостиной» для большинства россиян, многие из которых жили в коммуналках, было связано с литературой. Вспомните«Войнуи мир»ЛьваТолстого, где описана шикарная гостиная мадам Шерер, или гостиную в «Пиковой даме» Пушкина. Именно к подобному идеалу мы стали стремиться, когда получили возможность обзавестись большими жилыми площадями».

Непременным условием планировки гостиной все чаще становится разделение на зоны. Декоратор Марина Мытарева рассуждает: «В гостиной собираются люди разных возрастов и интересов: кто-то хочет смотреть телевизор, кто-то - читать. В этом помещении даже у ребенка должно быть свое место. Поэтому, если пространство позволяет, зоны можно создавать с помощью диванов, стоящих спинками друг к другу».

Общий же принцип расстановки мебели в гостиной, как предлагает управляющая галереей

Barbara Barry Людмила Фокина, должен исходить из удобства и частоты использования всех предметов: «Учитывайте индивидуальные потребности каждой конкретной семьи. Расставляйте диваны и кресла таким образом, чтобы создавалось впечатление, что они ведут «безмолвный диалог» между собой».

Какие бы предпочтения ни были у хозяев дома, в гостиной обязательно должны быть элементы, придающие помещению завершенность. Марина Мытарева предлагает в первую очередь камин, создающий уют. Особую атмосферу создают картины, которые не нужно специально подбирать к интерьеру. «Если картина нравится, ее можно смело вешать, -убеждена Марина. - Например, картины Кандинского прекрасно смотрятся с классической живописью. Вам никто не скажет, что это безвкусица. Просто есть картины, которые требуют пространства, а есть такие, которые прекрасно смотрятся и в небольшом помещении». Очень важным атрибутом гостиной является освещение. Дизайнер по свету Аксель Майзе считает, что любая важная деталь в гостиной требует соответствующей подсветки. Правильно подобранный свет поможет создать теплую, уютную атмосферу, благодаря чему гости и домочадцы будут ощущать себя очень комфортно. Дизайнер предлагает использовать для этой цели основное освещение с теплым светом и плавной регулировкой яркости, как, например, у галогенных источников света. Аксель замечает: «Если необходимо расставить акценты и, скажем, подсветить картину или оформить поверхность стены с помощью света, то с этим прекрасно справятся светильники с возможностью индивидуальной конфигурации». Также обязательным элементом отражать историю семьи. Правда, для этого потребуется время. «Историю, в том числе своего жилья, нельзя создать сразу, - утверждает архитектор. - Так же и стремление создать интерьер в историческом стиле, по сути, является иллюзией превращения жилого пространства в «машину времени». Но ведь в реальности нельзя оказаться в эпохе классицизма или барокко, ар-нуво или ар-деко. Получается лишь стилизация и интерьера, и собственных ощущений.

Гораздо ценнее «наслоения», которые Карен поясняет на простом примере: «Мои родители живут в доме в Ереване, где в течение многих лет собирались предметы мебели, картины, перевезенные из старых домов бабушек и дедушек. Антикварной эту мебель назвать нельзя, но на ней лежит печать времени, что создает неповторимый, индивидуальный интерьер».