Вещественный мир человека напрямую зависит от развития общества в целом, его национальных черт, уклада жизни, понимания красоты.

История русского дизайна отразила в себе характер талантливого народа, своеобразие окружающей природы.

В средние века постройки на Руси были первоначально деревянными (срубными). Позднее у князей и бояр стали появляться каменные дома, однако, для основной пассы населения дерево являлось единственным строительным материалом вплоть до конца XIX века.

Деревянное жилище состояло из двух помещений (холодных сеней и теплой части); вместе с людьми помещался скот.

Планировка избы определялась положением печи. По диагонали от печи — так называемый передний, или красный угол. Там висели иконы, стоял стол и скамьи. Перед устьем печи располагалась середа, или бабии кут, где хозяйка готовила пищу; по диагонали от середы — кут с широкой лавкой — коником, где спал хозяин дома, мастерили или занимались домашними работами мужчины. Сбоку от печи до стены наверху настилали полати.

Почти вся основная мебель избы была встроенной (полати, лавки). Они изготовлялись после возведения избы, при этом в конструкции дома сразу предусматривалось размещение и крепление всей мебели. Так, лавки для сидения приделывались к стене наглухо.

В устройстве и украшении избы сказывались художественный вкус и мастерство хозяина.

В старину когда изба топилась по-черному, в ней предусматривались волоковые окна но высоте не больше одного бревна, которые изнутри задвигались (заволакивались) затворкой. Их треугольное расположение объяснялось тем, что левое размещалось у красного угла, бросая свет на обеденный стол, правое приходилось напротив посудного половника и устья печи (топливника), через среднее приподнятое оконце выходил вгл Дым- Стену с этими окнами старались выводить на юг, юго-восток или юго-запад, что обеспечивало требование к числу часов, в которые солнце должно заглядывать в дом. В зависимости от этой ориентировки дома делали дополнительные окна в других стенах, в том числе одно дымоволочное окно выводили и на северную сторону (рис, 1).

История плотницкого искусства древняя, как и сама Русь.

Когда осматриваешь памятники деревянного зодчества, то удивляешься, какими простейшими способами мастер добивался прочности.

Рубил вначале в бревне так называемую “чашку”, в которую укладывалось другое бревно... и так дальше (рис. 2).

Связь получалась устойчивой и прочной. Здесь никакой гвоздь не нужен. Однако гвозди наши предки все же употребляли. Коваными гвоздками крепили осиновую дранку на крышах изб, приколачивали наличники.

Древний плотник обладал богатейшим арсеналом строительных приемов. Он мог построить и Коломенский дворец, восьмое чудо света, и ладью смастерить. Известно, что в 1697 году Царь-плотник постигал науки на голландских верфях, но учился он там не плотницкому делу, а корабельному. Плотницкому мастерству Россия сама поучила бы Европу. И когда Петр вернулся на родин закладывать свои корабельные верфи. го мастеров он нашел и изобилии.

Строившиеся из дерева селения часто так и называли — деревни (от слову дерево), а некоторые из них даже имели имена древесных порол — Березняки, Ельни, Дубовки и т.д.

Появление в XII веке больших пил мало изменило характер обработки дерева. Распиловочный инструмент использовался лишь в корабельном деле. А бревна для венцов вплоть до конца XIX столетия предпочитали именно рубить. При подгонке лесин торцы их бы ли гладко обрублены топором, что служило дополнительной защитой от влаги. При распиловке тот же торец становился рыхлым, “тянущим воду”. Вот почему слово “рубит»” в старину прежде всего означало строить.

Появление фуганков и рубанкон относится к концу XIX века. До этого потолки и полы собирались из плах — расколотых продольно пополам бревен, тесаных и плотно прятанных друг к другу.

Наиболее трудоемким делом считалась выработка теса — досок. Так очень ценился и расходовался бережно. Он шел на кровлю. Дом при такой крыше считался богатым. Досками также украшались наличники окон, при этом мастер наносил рельефный узор. Такую резьбу мы называем "глухой” в отличие от сквозной пропиловочной, появившейся во второй половине XIX столетия.

Еще не редкость встретить на Руси рисунок солнца, вырезанный на наличиях, воротах, в интерьере изб и на предметах быта — символ жизни, источник радости тепла и света (рис. 3). Традиционными в украшении фасадов новых домов являются наличники, карниз-подзор. По углам современных строений иногда выступают ряды кирпичей.

Плотники заготовляли строительный лес исключительно поздней осенью и зимой, когда в дереве замирают соки, древесина становится сухой и меньше трескается.

Особым предпочтением у мастеров пользовалась мелкослойная по годичным кольцам сосна, обладавшая наибольшей плотностью. И сейчас плотни ки-реставраторы поражаются прочности нижних венцов старинных построек, сложенных из этой сосны.


Упорядочить, значит разделить. Начиная с XVI века появились избы усложненного типа — пятистенки, в которых сруб был разделен пятой рубленой стеной на два жилых помещения, и многокомнатные с подвижной мебелью. Затем широко распространилась трехчастная планировка: в центре — холодные сени с выходом наружу, по одну сторону сеней теплая жилая комната (изба), по другую — холодное помещение (горница) для хранения домашнего имущества и ночлега в теплое время года.

Дожившие ю нас деревянные строения XVI-XVI столетий свидетельствуют о том, что оптимальная толщина бревен была 25—50 сантиметров, а длина от 7 до 12 метров. Размеры бревен ограничивали длину и ширину постройки, но можно было значительно увеличить ее высоту. Система клетей с башнями — повалушами, соединенных сенями и переходами, на Руси называлась хоромами. Для трехэтажных хором характерна сложная система крылец, нарядная резьба (рис. 4).

О внутренней обстановке хором известно немногое: стены в горницах делали “выскобленные” — гладкие. Вдоль них кругом встраивали лавки с подборами и опушкой — резным подзором. Над ними — полки-полавочники. Двери на косяках, т.е. с рамами — ободверинами.

Верхняя горница, наиболее высокая, видимо, была и парадным помещением (рис. 5).


Даже в царском быту выражение “зван наверх” означало приглашение в главные покои.

С устройством в доме печи с трубой планировка дома не претерпела особых изменений, однако сама русская печь заслуживает особого внимания. Она проста в устройстве и обслуживании. Выполняя множество функции, всегда играла в жизни русича большую роль. Использовалась для отапливания дома, варки пищи, выпечки хлеба, сушки фруктов, овощей, грибов. Некоторые виды пищи приобретали в ней особый неповторимый вкус. Кроме того, она хорошо вентилировала помещение, что в условиях сельского быта было весьма положительным фактором. На русской печи можно было и высушить одежду, и прекрасно выспаться, и, хорошо прогревшись, избавиться от хвори. Конечно, с точки зрения современного дизайна, она занимает много места, се недостатком является неудобство обращения с топливником и посудой в глубине камеры, но по тем временам она вполне устраивала человека, давая ему тепло, уют (рис. 6).

Знаменитый “Домострой”, содержащий сведения по ведению хозяйства, дополняет наши представления об интерьере горниц. Там повсюду должно быть чисто, “платья по грядкам (полкам) и в сундуках, и в коробьях". Иконы в красном углу поставлены “благолепно и со всяким украшением и со светильниками” (лампадой). Божница имеет занавеску, которую задергивали после молитвы. Стол — “под образами", у лавок; с другой стороны к нему приставляли скамью (рис. 7).

Русичи берегли иконы, поэтому, помимо общей занавеси, каждый образ отдельно задергивался к концу его убрусом, а внизу спускался конец материи, называемым пеленою, которая была будничной и праздничной. Праздничная украшалась блестками, а у богатых хозяев дорогими каменьями и жемчугом.

В сенях каждого дома лежали рогожи и ковры. У более зажиточных людей стены были обиты такою же материей, что и лавки. На лавки кроме того накладывались куски материи, называемой гюлавочниками, будничные — суконные, а праздничные — из шелковой материи. Такие же куски материи клались на окна и назывались наоконниками. В будни клались простые коврики, в праздники — шелковые, у богатых — вышитые золотом.

Полавочники и наоконники были разных цветов: серого, голубого, кирпичного, гранатового с вышитыми узорами.

Скамьи были шире лавок, до 140 см шириною и до 280 см длиною, с приго- ловником для лежания после обеда (рис. 8). Иные скамьи служили постоянно кроватями. На них клали постель, состоявшую из пуховика или перины, изголовья и подушек. Простыни полотняные или шелковые, сверху — одеяло под подушки.

В нарядных постелях на изголовья и подушки надевались узорчатые наволоки, в богатых семьях бархатные, атласные, обычно красного цвета, шитые золотом и серебром, унизанные по окраинам жемчугом. Одеяла постилались подбитые заячьим мехом, а у богатых — атласные, подбитые соболем с золотой и серебряной каймами.

Вообще постели были принадлежностью в основном богатых людей, да и у тех стояли более для вида, а сами хозяева охотнее спали на простои звериной шкуре, матраце либо войлоке, а то и просто на голых досках. Кстати сказать, чтобы не было спондилеза и искривления позвоночника, врачи рекомендуют спать на жесткой кровати.

Скамьи покрывались, как и лавки, полавочниками, стольцы были обыкновенными табуретами для сидения одному лицу и также накрынались куском материи.


Скамей и стольцев в доме было не- много, кресла и стулья составляли роскошь царского двора и знатных бояр.

Столы делались деревянными, боль- шей»!астыо дубовыми. У зажиточных люден иногда их разрисовывали изображениями из Святого Писания, а бока и ножки украшали резьбой. Кроме больших столон, были и столы маленькие — резные, инотда инкрустированные камнями. Большие столы по праздникам покрывались подскатерникамн, а сверху — скатертью. У бедных людей они были полотняные, а у богатых — бархатные с зологошвеиными каймами или бахромами. Стенные зеркала в русских избах не употреблялись, а были лишь небольшие, часто с ручкой, которые составляли предмет женского туалета.

Детские колыбели делались висячие, всегда широкие и длинные, для того, чтобы дитя могло расти. Внутри подвешивались образки или крестики, полученные в дар от родных и близких.

Для хранения домашних вещей использовались сундуки и скрыни с выдвижными ящиками. Женские украшения хранились в великолепных ларцах, которые передавались из рода в род суду спаи ил и на полки. Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кадки; мелких — горшки, купшины, лукошки.

В деревнях на Руси дверные ручки или иные замки раньше имели оч ш. ограниченное применение. Пилочка, при слоненная к двери, “сообщала о том, что хозяина нет дома. Замки — дто R основном европейское изобретение, наиболее актуальное в настоящее время.

Удручающее впечатление, особенно в загородной зоне, производят сегодня наспех сколоченные заборы из подручных материалов. Вообще нзгорол1 в России раньше сооружались либо для содержания скота, либо для защиты. Дом в окружении природы с большом лужайкой или подстриженным газоном с декоративными дорожками — ног образец, к которому, если Бог даст, прилег и вернется Россия в будущем.

XX век стремительно меняет интерьер и внешний облик зданий, городов. То, что Совсем н слан но было последним достижением науки, уходит в прошлое, уступая место еще более новому и совершенному. Незаметно меняемся мы, незаметно меняется наш быт, но все же что-то остается. И то что-то прежде всего — красота вешеи она трансформируется, видоизменяется, варьируется, но мы не можем oiказаться от плавности и четкости линии, совершенства, изящества и лаконичности форм, соответствия и гармонии цвета (рис. 9). В природе все время идет поиск чего-то новою, удивительного. Однако не форма ради формы и не цвет ради цвета характерны для русского дизайнера. В свои произведения он всегда стремился вкладывать душу, национальное переосмысление вещей.

Посмотрите на гарнитур дамского туалета для молодом девицы 1900-х годов. Здесь и гроздья мелких листьев, и дырочки. исполненные английским швом, и бантики в стиле “рококо", но вместе с гем здесь есть что-то и от русского сарафана, что придает изделию особмо привлекательность и нежность (рис. 10).

Особая даровитость художественного вкуса в сочетании с созданием максимального удобства, многофункциональности одной и той же веши характерны для русских умельцев.

В течение многих веков изготовлялась из высококачественно древесины (липы, березы, осины) знаменитая хохломская деревянная посуда (рис. II). Из предмета первой необходимости она перешла в высокохудожественный декоративный предмет, которым с успехом можно использовать в интерьере. Аналогичная судьба у многих других самобытных образцов народного творчества. Может уйти в прошлое утилитарная принадлежность вещи, но никогда не увянут национальные черты, красота линий и совершенство форм Так рисунки жостовских подносов можно с успехом применить в дизайне современной столовой, старинную деревянную резьбу в интерьере других помещений (рис. 12).


Будучи стесненным в материальных средствах, русский человек изготовлял добротные, рассчитанные на долгую жизнь и, следовательно, экономичные веши. Дом, орудия труда, посуда и даже праздничная одежда служили не одному поколению. Отслужившие вещи не скапливались горами, как сейчас, загрязняя и портя наши леса и живые родники. Рачительный хозяин вторично использовал каждый гвоздь, каждую палку. “В хозяйстве все пригодится” — была любимая пословица русского мужика. "Для того чтобы что-то построить, не обязательно все разрушать”, — говорил он. Расточительность и бесхозяйственность не были свойственны русскому деловитому крестьянину и мастеровому. Он всегда думал о потомках, о том, какие материальные и духовные ценности оставит им.

Русский человек, труженик, хозяин, художник обладает безошибочным вкусом. Он вносит в свой быт ту гармонию, которая подсказана ему природой. Красота и целостность формы природы повторяются в вещах и интерьер Отсюда — новизна, яркость, нарядность и предметов народного творчества, их неповторимы»! дизайн. Болтовня, говорильня и многословие не в почете у настоящего мастера. Великое удовольствие получает молчаливого созерцания прекрасных произведений своего 1 рула (рис. 13-10).


В качестве задания вам предлагается изготовить фрагмент домовой внутренней росписи русских изб “крашенных со цветочком”, как говорили встарь (рис. 17).

Она выполнялась на плоской допитой внутренней обшивке дома масляными красками с использованием высококачественной олифы собственного при- (отопления из льняного иди конопляного масла, что способствовало прочности и долговечное! и окраски.

В основном красили стены, но если позволяли средства, го расписывали и потолки. В конце XIX века роспись эта применялась в деревнях довольно широко, особенно на Урале. Последние росписи датированы 1913 годом.

Излюбленным фоном был белый, голубой или оранжевый (охристый). В зависимости от цвета фона выбирался контрастный цвет рисунка. Например: на белом фоне часто применился синий, зеленый или коричневый рисунок. По охристо-красному фону потолка наносили венок, сплетенный из голубовато- белых цветов и темных трав. Интерьер отличали единый ансамбль (цвет фона, вид рисунка, подбор цветов) и символика. В простенках между окнами помешали цветущие кусты, которые символизировали мир, покои и возрождение природы. Коричневая сова над дверным наличником слыла охранителем жилья и спутником долговечности.



После выкраски и просушки фона мастер наносил пальцем несколько пятнышек-подмалевок, строя или как бы намечая композицию рисунка. Затем брал на тонкую плоскую кисть, беличью или барсучью, сразу две краски, с одно стороны основную, с другой — белила, либо кончик кисти макал в белила. Одним движением руки, чуть вращая кисть, рисовал лепесток цветка, ягодку или листик. Получался нежный мягкий переход от белого к темному, создавалось впечатление объемности, упругости мазка. Завершали роспись “приписки” — черные или цветные травки.

Некоторые мастера в свои мотивы цветочных композиций вводили птиц, животных или сцены народной жизни. Говорят, все новое — это давно забытое старое. Думаю, что такая роспись будет хороша для современной кухни. Главное, что в отличие от трафаретной окраски или оклейки эта роспись более живая, интересная, индивидуальная, учитывающая любое желание заказчика.

Попробуйте, я уверен в вашем чувстве красоты, сноровке и сообразительности.

Итак, что такое дизайн и какие вопросы он изучает?

Дизайн — от английского — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок. Термин, обозначающий разновидность художественно- проектной деятельности, охватывающей создание предметной среды (машин, вещей, интерьеров) и основанной на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.

Для дизайна характерно моделирование предмета, художественно-графическое проектирование его, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономстрических, антропометрических и других решений. При этом рисунок и модель являются как бы инструментом проектирования.